Гадания, толкования снов, суеверия и приметы

Проза

К фольклору относятся сказки. В архаическом фольклоре сказки мало отличимы от эпоса и мифологии. Общепризнанно, что сказки происходят от них. В сказах существует много сюжетов из мифов и эпических сказаний. Сюжеты о браке человека с животным или оборотнем (царевна-лягушка), или сюжеты о животных – связаны с тотемическими верованиями. Сюжеты о посещении других миров для освобождения пленников – связь с практикой шаманов и колдунов странствовать с душами больного, умирающего или умершего человека. Сказки о детях, попадающих под власть злого духа, демона, чудовища, и спасающихся благодаря находчивости одного из них. Сказки об убийстве змея, чудовища – это мотивы возрастных инициаций и посвятительных обрядов из мифологии и эпоса. Сказки отделяются от мифов после разложения родового строя, когда практика посвятительных обрядов уходит в прошлое. Сказки в отличии от мифа доступны всем непосвящённым – детям, женщинам. Священная, сакральная составляющая ослабевает, и начинает преобладать мировоззренческие и развлекательные моменты. Происходит демифологизация. Однако, формально сохраняется сюжет, и ритуально-магические элементы, что позволяет исследователям изучать древние пласты мифологии. Сохраняются сюжет о героях, дуализм добро борется со злом, порядок с хаосом, культурный мир (человеческий) против стихийного (природного). Сказки носят социальный характер, когда герои происходят из низших слоёв общества. Финал всегда счастливый. Однако, в сказках место и время происходящего не указывается (всё происходит «в некотором царстве, в некотором государстве»). Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые. Некоторые выделяют авантюрные, сказки-небылицы и сказки-анекдоты. В бытовых сказках, слабые но умные и хитрые нищие, мужики побеждают богатых но глупых (царя, купца, попа, барина). То же правило характерно для сказок о животных (хитрые слабые побеждают глупых сильных).

Легенды и предания – фольклорные произведения с реальными событиями, лицами, где есть элементы чудесного, волшебного фантастического. Легенды – об исторических личностях, в основном, святых и сюжетах библейской истории. Различают легенды мифологические (о происхождении мира, человека, о природных явлениях), религиозные (о святых…), социально-утопические (об избавителе от зла). Предания – об обычных людях. Такое разделение существует там, где есть разделение между официальной мировой религией и её народным вариантом с элементами традиционного мировоззрения. В иных случаях разницы между легендой и преданием нет. Легенды повествуют не о создании мира, а о ранней этнической истории, или только об истории отдельного рода. Легенда ниже мифа по степени сакральности. Легенда не канонична. Предание же ещё ниже по степени сакральности. Предания передаются из поколения в поколение. Если в легенде фигурируют святые, персонажи священной истории и мифологии, то в предании это реальные исторические лица. В предании меньше чудесности и сказочности (а иногда это и вовсе отсутствует), а больше историзма. Существуют исторические предания о войнах, исторических событиях, основании городов, исторических личностях (правителях, разбойниках), о происхождении этнической группы, освоении края, о предках, о народных движениях, восстаниях. Они иногда дополняют данные официальных письменных источников. Семейные предания об основании фамилии, рода и их истории. Коллективные предания о различных общественных группах, организациях, профессиях. Предания всегда конкретно историчны. Но в них прослеживается мотив или архетип культурного героя (чудесное рождение, чудесные предметы, борьба со злом, защита людей). Легенда сакрализуясь, тяготеет к житию. Они пытаются охватить мифологическое прошлое, настоящее и будущее. Предание тяготеет к историческому анекдоту и описывает только прошлое. Существуют целые циклы легенд и преданий. Притчи – поучительные рассказы о деяниях или отдельных эпизодах жизни святых или исторических личностей. Близки легендам и преданиям. Отличие – поучительный характер.

Заговоры, заклинания, заклятия – ритуально-магические устные тексты для достижения желаемого практического результата. Структура заговоров строго фиксирована и формализована. Несомненна их связь с мифологией. Человек отождествляет себя с космосом. Существует также идея взаимосвязи, тождества, зависимости реального и мыслимого миров. Цель заговора – установить эту связь и заставить её работать. Земля – плоть, вода – кровь, волосы – растения, камни и горы – кости и зубы, солнце – глаз, стороны света – уши, ветер – дыхание, голова – небо. Вариант: разные части тела – разные социальные группы. Эти космические объекты всегда фигурируют в заговорах. К богам, духам, стихиям, природным объектам и социальным силам обращены просьбы или приказы заговоров. По назначению заговоры бывают: любовные (отворотные, приворотные), промысловые, сельскохозяйственные, юридические, военные, «на удачу в делах», бытовые (против кражи, пожара…), вредоносные (чёрная магия), заговоры против других заговоров (снятие порчи, сглаза…), заклятия против возможных будущих заговоров заранее.

Загадки – замысловатый вопрос, выраженный обычно в форме метафоры, иносказания, переносного смысла, сравнения. Но бывает и в форме простого вопроса. Распространены во всём мире запутанные, сбивающие с толку вопросы, игра слов и игра букв, рифма. Отгадывание загадок происходит в форме игры. Они распространены как во взрослой, так и в детской среде. Загадки носили раньше и ритуальное значение, связанное с календарными обрядами. В них фигурируют основные объекты и явления природы (солнце, луна, звёзды, земля, время, растения, животные, человек, дом, деньги…), которые сравниваются с другими (идея всеобщей взаимосвязи и тождества, как в звговорах). Загадка – атрибут сакрального общения.

Анекдот (греч. – неизвестный, непечатный) – короткий, острый или смешной по смыслу рассказ, схематично представляющий взятые из повседневной жизни или выдуманные ситуации. Характерна обязательная кульминация в неожиданной концовке, точно и остро сформулированной. Делаются намёки на фиктивные или скрытые смысловые связи, разгадка которых противоречит ожиданиям слушателей. Часто встречается игра слов. В настоящее время анекдот самый популярный жанр городского фольклора.

Былички – жанр несказочной устной прозы, метафоры о сверхъестественных явлениях или рассказы об этом очевидцев (о мифических существах, небесных знамениях, явлениях, кладах, оборотнях, мертвецах, привидениях, колдунах, существах низшей мифологии (демонологии): леших, домовых, упырях, русалках и пр. чертовщине и нечисти). Рассказы претендуют на полную закономерность с указанием места, времени, участников. С другой стороны эти рассказы не мифологического содержания. Они строятся по определённым законам и схемам. Поэтому сюжеты часто схожи и повторяются в разных регионах и у разных народов. Былички свидетельствуют о сохранении различных суеверий и традиционных представлений, и помогают изучать их. Со временем былички могут превратиться в сказки или анекдоты.

Пословица и поговорка – общеизвестное, образное, афористическое сжатое изречение с поучительным смыслом. Иногда применяется игра слов или рифма. Это старейший жанр народной поэзии. Тематика пословиц: общественные, семейные, трудовые, любовные отношения. К пословицам и поговоркам близко подходят присказки и шутки.

Сказ – жанр устного народного творчества (воспоминания, хроники, рассказы от первого лица) – это бытовая проза. Это рассказ-воспоминание о событии, касающемся собственной жизни рассказчика, реже – о его родственниках и знакомых. Характерны: детские истории, школьные и студенческие истории, семейные истории, рассказы о трудовой деятельности, о путешествиях, военные истории, истории о происшествиях, слухи, сплетни. Сказ всегда выдаётся за правду, за то что было в действительности. Не все признают сказы фольклором. Но есть общие закономерности подачи материала, связь его с жанрами анекдота, предания, былички. Со временем сказ может трансформироваться в них.

Народные приметы (о погоде) (этнометеорология) – основаны на наблюдениях, опыте, передающемся из поколения в поколение.

Меры длины, веса и др., происходящие от размеров человеческих частей тела (нога, локоть, палец, шаг), имеют кроме практической и обрядово-магическую сторону. Человек «собой» измеряет мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: