Формирование фондов

Организация музея

Обычно в качестве инициаторов создания музея выступает один из преподавателей и его школьный кружок истории, краеведения (и др. профиля). Для создания музея необходима первоначальная подготовка учебно-методическая, научная, а так же наличие исходного материала.

Вопрос о создании музея обсуждается и решается на педсовете.

Выбирается Шеф музея из числа преподавателей. Он руководит научно-содержательной работой музея, взаимодействием со школьной администрацией и родительским комитетом.

– Выбирается Совет музея (10-15 человек) с ежегодными отчётами и перевыборами. Делают основную научно-содержательную работу музея: сбор материала, создание коллекций и экспозиций, изготовление оборудования, оформление, проведение экскурсий, экспедиций и т. п.

– Выбирается Председатель Совета музея. Координирует работу Совета.

– Выбирается Главный хранитель музея. Он занимается учётом и хранением музейных коллекций, их классификацией, хранением, экспонированием. Ведёт инвентарную книгу, картотеку и акты приёма-сдачи предметов. У него должны быть свои помощники из Совета музея.

– Выбирается Секретарь Совета музея. Ведёт протоколы заседаний, хранит документы.

Деятельность школьного музея необходимо координировать с местным краеведческим музеем в научно-методическом и информационном плане (необходим обмен информацией, сотрудничество).

Основной фонд – памятники-подлинники. Основной фонд подвергается специальному учёту, классификации, изучению и описанию. Предметы основного фонда составляют базу экспозиции и других форм деятельности музея (учебной, научной). В состав основного фонда входят все виды музейных материалов: вещественные памятники, письменные источники, изобразительные материалы и произведения искусства, фотоматериалы (фотографии-подлинники, негативы) могут находиться как в основном, так и в научно вспомогательном фонде.

По историческим темам могут быть собраны:

1. вещественные памятники – орудия труда, оружие, одежда, домашняя утварь, украшения, монеты, медали

2. письменные памятники – рукописные и печатные книги, газеты, журналы, ноты, документы, письма

3. картографические материалы – карты, схемы, планы, чертежи

4. памятники изобразительного искусства – картины, рисунки, чертежи

5. Кино- и фотодокументы – фотографии, киноплёнки

6. Собранные и документированные воспоминания людей по различным темам

Фонд научно-вспомогательных материалов (это не первоисточники):

– модели, макеты, муляжи различных предметов, объектов, приборов, механизмов (реконструированные, восстановленные, действующие, в натуральную величину или в уменьшенном масштабе)

– фотографии (фотокопии)

– репродукции картин

– копии документов

– карты

– схемы и диаграммы

– панорамы, картины и диорамы

Комплектование научно-вспомогательного фонда возможно путём приёма даров из краеведческих музеев или фотографий с предметов из их основного фонда.

Комплектование основного фонда необходимо осуществлять не хаотично, а планомерно и целенаправленно по профилю музея. Существуют следующие пути:

– сбор материала у населения, организаций и т. п. (сбор учащимися различных предметов у своих родителей, соседей, сверстников и т. п.)

– экспедиционный сбор материала (в ходе проведения историко-туристических экспедиций, походов, лагерей). Методика проведения этих мероприятий строится по принципу научных (археологических, этнографических, фольклорных) экспедиций, со сбором и учётом материала.

– сбор даров и случайных поступлений

Этой деятельности надо учить согласно методике музееведческой работы.

Учёт музейных предметов необходим для научной сохранности предметов. Простейший учёт должен состоять из актов приёма-сдачи предметов и их записи в инвентарную книгу (это два основных учётных документа).

В музее должна храниться информация о составе его основных фондов по такому плану:

1. Порядковый номер

2. Инвентарный номер музейного предмета

3. Название музейного предмета

4. Место и характер приобретения предмета (покупка, обнаружение, передача)

5. Лицо нашедшего или передавшего предмет

Акт приёма-сдачи оформляет все поступления в основной фонд и выдачу предмета из него. Он включает в себя:

1. Номер акта

2. место и дату его составления

3. полное наименование учреждения или лица принимающего и сдающего предметы

4. в постоянное или временное пользование выдаётся предмет

5. перечень передаваемых предметов с их обозначениями

6. Подписи сдающего и принимающего

Так же желательно составить так называемую «легенду» со всеми известными сведениями о предмете. Потом предмет следует «определить» – обследовать и установить более-менее точное название предмета, назначение, смысловое содержание, материал, технологию изготовления, технологию, происхождение (страна, предприятие, мастер и др.). При этом надо пользоваться справочниками, каталогами или определителями по посуде, оружию, материальной культуре различных этносов, одежде, монетам и др.

Инвентарная книга содержит следующие сведения:

1. № по порядку

2. дата записи

3. время поступления предмета

4. источник поступления…

5. номер акта приёма-сдачи

6. наименование и описание предмета

7. материал и технология изготовления

8. размеры

9. сохранность

10. в какое собрание поступил

11. примечания

Музейные предметы шифруются. Шифр наносится на предметы, помогает найти сведения о нём в инвентарной книге и включает в себя сокращённое наименование музея и инвентарный номер. Шифр наносится на все предметы – но на места не портящие его вид, или на подвесную этикетку. Если предмет мал, то шифр наносится на упаковку предмета. На изделиях из керамики, камня, дерева шифр ставится на поддоне. На подрамнике картины – в левом нижнем углу. На фотографиях, рисунках, документах, плакатах – на обратной стороне в левом нижнем углу. Металлические предметы шифруются эмалевой краской, керамика – эмалевой краской или тушью, деревянные предметы – масляной краской, бумага – штампом тушью.

Следующие темы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: