double arrow

Выделяют также


Песни

Музыкально-поэтические жанры

Музыкальный фольклор: повествовательный, распевный, танцевальный, смешанный. По манере исполнения: одноголосье, многоголосье, с музыкальным сопровождением и без. Изучаются также и Музыкальные инструменты(ударные, струнные, духовые).

Обрдовые (свадебные, поминальные, родильно-крестильные)

Обрядовые – клаендарные, связанные с с/х циклом

Колыбельные*

Бытовые-повествовательные

Трудовые (с/х, ремесло, профессии)

Исторические

Военные

Лирические

Танцевальные

Тюремные, разбойничьи

Шуточные (частушки…)

Городские (романсы)

Подблюдные песни (для гадания)

Песни-Былины (эпические)

Баллада (англ.) – жанр песенного фольклора. Народная баллада – песня повествовательного характера с острым драматическим сюжетом и, часто, с трагической развязкой. Баллада сочетает лирические, эпические и драматические элементы. Обычно происходит какой-либо эпизод или случай, характеризуются персонажи, показывается суть конфликта, происходит конфликт и кровавая развязка. Сюжеты: конфликты в семье, на войне, в обществе (конфликты нравственного и социального характера). Встречаются сверхъестественные и чудесные явления или необыкновенные происшествия с обыкновенными людьми. Загадочность и переживания доведены до крайности. Идея борьбы со злом. Сюжет гибели героя. Баллад бывают: мифологические, сказочные, героические, исторические, о животных, баллады – легенды, баллады – новеллы, баллады – загадки, сатирические (баллады-шванки, «За пивом»). Возникли баллады на основе героического эпоса (традиционный архетип). В Европе – в рыцарских кругах, баллады встречаются также у восточнославянских, финно-угорских, тюркских, северокавказских и закавказских народов. Баллады содержат элементы мифологии, магии, суеверий, этническую специфику, нормы и взгляд патриархального общества, а иногда и крестьянской среды.




Причитания, плачи – бывают словесные (песни), или бессловесные (крики, возгласы, стоны). Они имеют ритм и мелодию. Это очень древняя форма народной поэзии. Она имеет обрядовое (сакрально-магическое) происхождение. Причитания делят на: погребальные, свадебные и рекрутские. Есть также окказиональные (по случаю) – для несчастного случая, болезни, бедствия, плачи по переходящему в другую социальную группу (это временная смерть)… Исполнители причитаний, в основном, женщины.

Другие жанры (сложные)

Игры – фольклорный жанр, связанный с имитацией действительности. В играх есть элементы театра, цирка, песни, танцы и др. Игры связаны с магическими сакральными обрядами (магия подобия или уподобления), а также с социализацией человека в обществе. Игры принято делить на три вида: 1) Игры жизненного цикла (рождение, возрастные инициации, брак, смерть, похороны, поминовение). 2) Игры связанные с календарными праздниками, работами с/х цикла, трудовой деятельностью и войной. 3) Развлекательные игры (утратившие вязь с ритуалом). Игры также связаны с соперничеством: личным, семейным, родовым, групповым, этническим, что свидетельствует о социальной организации и связях в обществе. Игры имитируют: животный мир, явления природы, трудовые процессы, домашний и семейный быт, социальную жизнь.



Народный театр – истоки его лежат в пантомимно-хореографических действиях магического характера. Тотемические танцы (имитация животных), шаманская практика, скоморошьи с медведем или другим животным. Танцы мужские (охотничьи и военные), женские (плодородие, змеи, птицы, животные). Танцы с символическими предметами (шар – солнце: художественная гимнастика с мячём, обручем, лентой). Танцевальный круг – солонце, годовой цикл или круг общественных собраний. В танцах прослеживается трудовая деятельность, с/х занятия, ремёсла. Также есть развлекательные и любовные танцы. Ряженые, скоморохи, сценки. Медвежьи комедии.



Мистерии – представления религиозного содержания.

Театр кукол. Основные типы кукол.

Перчаточные (петрушки). Одеваются снизу. Трёхпалая перчатка. Указательный палец – голова, большой – одна рука, остальные – другая. Один из древнейших типов.

Марионетки – сверху на ниточках и проволочках. Один из древнейших типов.

Вертепные – снизу на стержне.

Тростевые – снизу на нескольких тростях.

Напольные – открытым способом.

Теневые – театр теней.

Механические.

Жанры представлений – мифы, эпос, сказки, св. истории, драмы (комедии и трагедии), мистерии, анекдоты.

Фольклор народных праздников, гуляний. Карнавал – календарный, аграрно-магический праздник, приуроченный к кануну великого поста и проводам зимы. Характерны: обильная еда, питьё, символика плодородия, половые символы и эротическое поведение. Проводы зимы (суд, сжигание, казнь, утопление, похороны) и рождение весны.

Городской фольклор – обладает своими особенностями, но различается по социально-профессиональным группам. Включает: прозу, поэзию, песню, музыку, карнавалы и гуляния. Основные формы песенного творчества: романс (в том числе «жестокий»), баллада, пародии, переделки книжной поэзии, «блатная» песня. Легенды и предания (исторические, топонимические и мистические). Анекдот. Слухи, толки, сплетни. Афоризмы (пословицы). Зазывания-выкрики (торговцы, газетчики, ремесленники, фанаты). Городской фольклор – один из наиболее оразработанных отделов фольклористики.

Детский фольклор – отличен от фольклора для детей, которым пользуются взрослые (колыбельные, потешки, прибаутки). Основные жанры: считалки, дразнилки, загадки, шутки, анекдоты, страшные истории, страшилки, приметы, магия. В связи с изучением детской психологии исследовался в к. XIX в., а также с 60-х гг. XX в.







Сейчас читают про: