Факультативные занятия по краеведению
Экскурсия
Урок-экскурсия в музее
Краеведение на уроках истории
Краеведение в школе, формы школьного краеведения
Памятники боевой славы, исторические, революционные.
Есть в большинстве городов, населённых пунктов, сёл и т п.
Посвящённые:
1. Историческим событиям (различным)
2. Боевой славы (в т ч революционные), корабли, военная техника, и др.
3. Мемориальные (памятные в честь павших)
4. Посвящённые отдельным личностям
5. Дом где кто то жил, работал, или произошло определённое событие
6. Производственные комплексы (трудовые памятники)
Могут быть целые комплексы памятников, смешанные и др.
Монументы, скульптура, дом, парк, мемориальная доска, производственный комплекс, военная техника.
Краеведение в школе – с 1920 гг., всё интенсивнее – в послевоенное время с 1966-67 гг.
Краеведение в школе помогает в учебном процессе по истории, географии, биологии и др.
Воспитательные функции.
Познавательная функция.
Элементы научной работы.
Основные формы: экскурсии, факультативы, кружки, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, игры, конференции, музей, встречи с интересными людьми или участниками событий, клубы и общества. Все эти формы существуют в комплексе. Краеведческая работа может быть массовой и индивидуальной.
Для подтверждения школьного материала краеведческими сведениями
1 На каждом уроке – немного краеведческих сведений
2 Отдельные уроки с преобладанием краеведческого материала
1. Подготовка учащихся к экскурсии (литература, вопросы)
2. Рассказ преподавателя или экскурсовода по теме и показ экспонатов
3. Вопросы учащихся
4. Обобщение результатов, выводы
Учебные
Внепрограммные
Тематические и обзорные.
3 этапа подготовка, проведение, итоги. Итоги: устные отчёты, доклады, сочинения, газеты.
Добровольность, интерес, индивидуальность
По содержанию:
1. Факультативные курсы по краеведению (полностью на краеведческом материале)
2. Общеисторические факультативные курсы с использованием краеведческих материалов
Наиболее удобна форма семинаров с использованием рефератов или докладов по темам.
Кружок – не дополняет школьную программу, а изучает другие темы по истории
1. Общекраеведческие кружки
2. По отдельным краеведческим темам (археология, этнография и др.)
В кружке – доклады, участие в экскурсиях, экспедициях, вечерах, конференциях, музеях.
Факультатив или кружок – основа для последующих действий и форм краеведческой работы.
Основная цель – с помощью разных форм искусства (изобразительное, музыка, чтение, пение, спектакль) выработать среди учащихся эмоциональное и эстетическое отношение к истории и краеведческой работе. Вечер должен быть праздником. Это не конференция и не надо злоупотреблять докладами. Здесь могут быть игры, викторины, конкурсы, спектакли (история, археология, этнография).