double arrow

Методы научных исследований


МЕТОДОЛОГИЯ наук о культуре – так же сложносоставна.

Можно выделить:

ДЕСКРИПТИВНЫЙ – описательный.

КОМПАРАТИВНЫЙ метод – сравнительный.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ (КОНТЕКСТНЫЙ И АССОЦИАТИВНЫЙ АНАЛИЗ).

СИСТЕМНЫЙ – рассмотрение всех явлений и событий в культуре с точки зрения существования их в СИСТЕМЕ культуры.

Есть, условно говоря, метод КАРТОГРАФИРОВАНИЯ. Культурологическая карта не совпадает с географической. Термин Евразия с культурологической точки зрения не имеет смысла. Как системы, цельности её нет. Так же, как нет «Азии» - она и Средняя, и Северо-Восточная, и Юго-Восточная.

Если естественные науки всё классифицируют, то гуманитарные – типологизируют. Отличием типологии от классификации является то, что в первом случае разделение производится на основе некоего идеального принципа, а во втором – на основе естественных предосылок.

Итак, ТИПОЛОГИЗАЦИЯ – один из основных методов. Признаками типологизации может являться, например, способ передачи информации. Тогда можно выделить следующие типы:

1. Дописьменные культуры (Их изучают антропологи. Это культуры, передающие знания с помощью музыки, жеста, танца, рисунка. Как правило – обезличены).




2. Письменные (Уже присутствует авторство. Алфавиты. Время создания мировых империй и мировых религий. Время формирования национальных культур. Предмет изучения текстологов – историков и филологов).

3. Этап аудиовизуальной культуры (вторая крупная революция после возникновения письменности; этап возникновения массовой культуры; этап трансляции информации через СМИ. Объект изучения социологией, культурологией).

4. Этап виртуальной, информационной культуры (отход от массовидности. К социогуманитарным наукам добавляется информатика, без которой данный этап истории культуры не понять и не описать).

Далее мы обратимся к теме типологизации более подробно.

Все типы культуры объединяются методологически именно философией, единственно могущей дать комплексное видение того, как устроена и функционирует система культуры, ЧТО она есть сама по себе и КТО этот «Я» - личность, творящая культуру.

Разберем пример. Что означает утверждение: «Я – человек русской культуры»? Ответ будет связан, прежде всего, не с кровью, не с почвой, не с генами, а с ЯЗЫКОМ. НО на испанском говорят португальцы и жители Латинской Америки, а в Израиле, наоборот, два языка – идиш и иврит. Татарин говорит на русском, но культурная идентичность – другая. То есть простые равенства в отношении культуры не работают, всегда есть частности, подчас – более важные, нежели мейнстрим.

В культуре есть причины и цель (она телеологична), но она принципиально не может завершиться, закончиться. Историки изучают прошлое, а философам доступно знание о будущем. Д.С. Лихачёв говорил, что культура – это то, что человек сохраняет в своей памяти. Важнее ли память, чем ценности и нормы актуальности? Возможно ли их независимое существование? Порассуждайте об этом.

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ.

1) Что является объектом и предметом изучения в рамках теории культуры?

2) Какие из предложенных определений культуры вам запомнились? Воспроизведите и поясните.

3) Какие методы используются в теории культуры?

4) Как работает метод типологизации?

5) Какие социогуманитарные науки изучают проблемы культуры?








Сейчас читают про: