Религия и наука

Возникновение религии

Вопросом возникновения религии, прежде всего, занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.

На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения:

· религиозная: человек был создан Богом, и до грехопадения общался с ним напрямую. После грехопадения общение с Богом было нарушено, но Бог открывал себя в откровениях, через ангелов, пророков и в богоявлениях. Человек, в свою очередь, имеет возможность обращаться к невидимому Богу (в молитвах) как непосредственно, так и через посредников. Политеизм рассматривается как результат постепенного отхода от изначального монотеизма.

· промежуточная, с одной стороны опирающаяся на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу. Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии

· эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и, наконец, монотеизм.

В основе религии лежит вера в сверхъестественное. Сверхъестественным можно назвать то, что не объясняется с помощью известных науке законов. На протяжении всей человеческой истории многие факты действительности были непонятны людям. В то время, как наука, основывающаяся на доказательствах и экспериментах, не могла дать ответы на интересующие человечество вопросы, это делала религия. Источником религии является не объективная реальность, а знание, данное человеку свыше, от Бога. Такое знание не подвергается сомнению, а является высшей абсолютной истиной, которую разум человека понять в полной мере не может.

Религия восходит к смыслу человеческого существования, отвечая на вопросы, связанные с абсолютным идеалом. Наука же не исходит из абсолютных истин, ей свойствен критический взгляд. Тем не менее, наука и религия не исключают друг друга, а дополняют, давая человеку более полное представление об окружающем мире.

Вопросы к теме:

1. На чём базируется научное восприятия мира?

2. Что лежит в основании искусства как формы культуры?

3. Чем отличается религиозное отношение к окружающей действительности от художественного и научного?

4. Какие ранние формы культуры предшествовали возникновению религии?

5.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: