double arrow

Графика. Скульптура. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство


Графика как вид искусства. Специфические черты: поверхность, рисунок. Виды графики: рисунок и гравюра. Средства рисунка: линия и силуэт. Вспомогательный и самостоятельный рисунок. Станковая графика. Техники рисунка: пастель, акварель, гуашь, сангина, карандаш. Гравюра – печатная графика. Предназначение гравюры. Эстамп. Техника выпуклой гравюры: ксилография, линогравюра, гравюра по пластмассе. Техника углубленной гравюры: резцовая гравюра, офорт, сухая игла, акватинта, лавис, меццо-тинто, мягкий лак. Литография. Техника цветной гравюры. Прикладная графика: иллюстрация, плакат, промграфика, архиграфика. Жанры графики. Скульптура (ваяние) как вид искусства. Специфические черты: объемно-пространственные формы. Роды скульптуры: станковая, монументальная, декоративная, скульптура малых форм (мелкая пластика). Виды скульптуры. Круглая скульптура. Рельеф. Виды рельефа: горельеф, барельеф, контррельеф. Классификация по материалу: камень, бронза, керамика и др.

Жанры скульптуры: портретная, сюжетная (жанровая), анималистическая, историческая. Архитектура (зодчество) как вид искусства. Специфические черты: формирование пространственной среды. Качества архитектура: функциональность, конструктивность, эстетичность. Виды архитектуры. Архитектура объемных сооружений. Ландшафтная архитектура. Градостроительство. Материал: дерево, камень, бетон, стекло. Тип конструкции: стоечно-балочная, монолитно-оболочечная, арочная, сводчатая, купольная. Средства архитектуры: открытые и закрытые архитектурные пространства, объемы зданий и ограждающие поверхности конструкций. Симметричная и асимметричная композиция. Вертикальный и горизонтальный ритм. Масштаб здания. Понятие архитектурного стиля. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ). Прикладное искусство: одежда, посуда, оружие. Орнамент и его значение. Декоративное искусство: украшения, ковры, напольные вазы. Взаимодействие прикладного и декоративного искусства. Производство ДПИ: фабрики, мастерские. ДПИ и народная культура. Художественное значение ДПИ. Проблема взаимодействия различных видов искусства.




Наука — это сфера человеческой деятельности, целью и содержанием которой является познание мира как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений.

«Внешним условием для появления науки стало формирование классового общества, позволившее выделить умственный труд из общей системы разделения труда в самостоятельный вид человеческой деятельности. Внутренним основанием для развития науки явилось непрерывное накопление практических (эмпирических) знаний, осмысление которых рано или поздно должно было потребоваться.

В качестве объекта в научном знании выступают предметы и явления природной и социальной среды, включенные в систему общественной практики. Языком науки является мышление в понятиях.



Для понимания категории «наука» необходимо учитывать отличие этого вида духовного производства от обыденного познания Наука возникает на основе обыденного знания. Обыденное знание — это бессистемное, складывающееся под влиянием жизненных обстоятельств, формирующееся стихийно-повседневное знание каждого человека, которое обеспечивает ему элементарную ориентацию в мире.

Специфика научного знания заключается в том, что наука имеет дело с особым набором объектов, реальностей, которые не сводимы к объектам обыденного опыта. Наука нуждается и в особом наборе орудий для проведения исследовательской деятельности и формирует специфические способы обоснования истинности знания, к числу которых относится экспериментальный контроль за полученным знанием, выводимость одних знаний из других. Таким образом, для науки характерен системный подход к исследованию объекта. Одним из ключевых моментов определения специфики научного знания является наличие метода познавательной деятельности, метода познания, который с необходимостью должен носить объективный характер.



Наука имеет достаточно объемную структуру. По характеру и методу исследования она делится на:

— естественные науки;

— общественные науки;

- технические науки.

Наряду со специализацией научного знания, происходит и процесс его объединения. Например, только на пересечении различных наук возможно полноценное исследование глобальных проблем современности.

В структуре науки выделяются два уровня организации знания.

— эмпирический (от гр. empeira — опыт) — его основная задача заключается в том, чтобы выводить все знания из чувственного опыта;
— теоретический — фиксирует получаемые знания в форме осмысления принципов, законов и научных теорий, в которых с помощью понятийного мышления раскрывается сущность познаваемых объектов и явлений.

Наука относится к сфере духовного производства и в конечном итоге необходима для того, чтобы направлять и регулировать практическую деятельность человека. Именно на этой основе формируются функции науки:

— культурно-мировоззренческая;

— непосредственно-производительная.

Первоначально наука оказывала влияние на мировоззрение человека и носила подчиненный характер по отношению к религии. Однако коперниковскии переворот в науке и последующее за ним динамичное ее развитие привели к тому, что наука стала превращаться в ведущую область духовного производства, оказывающую прямое воздействие как на социальную сферу человеческого бытия, так и на сферу материального производства. Функция науки как непосредственной производительной силы на сегодня является наиболее очевидной, так как наука выходит за рамки абстрактно-теоретических размышлений о природе и превращается в силу, которая в значительной мере организует, контролирует и направляет производство.

Результаты науки, вплоть до середины XIX в., лишь эпизодически применялись на практике. Однако сейчас степень усвоения практической деятельности человека, достижения науки неизмеримо выше. Включение науки в непосредственное производство оказывает внутренне стимулирующее воздействие на ее развитие. В качестве социально-мобилизующей силы наука используется для осуществления программ социально-экономического развития, а также для решения глобальных проблем современности. Между тем целью научных исследований является не только интеллектуальное воссоздание мира и постижение истины. Как и другие области культуры, наука является творческим уделом человека.

Наука — это стихия человеческой активности и свободы. Французский философ Ж.-П. Сартр неоднократно подчеркивал мысль о том, что человек должен быть свободным для того, чтобы этой свободой «сделать себя». Добавим, что не только себя, но и свое дело. Вместе с тем научная деятельность, как и всякая другая, имеет определенные нравственные нормы, допускающие, что для ученого в его научном поиске является приемлемым, а что нет.

Проблема нравственной ответственности ученого за свою деятельность имеет глубокие исторические корни. Но именно сегодня в силу огромного влияния науки на все сферы жизни людей, на их элементарное выживание эта ответственность многократно усиливается Деятельность современного ученого должна соизмеряться с принципами гуманизма и нормами общечеловеческой морали.[165]

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами посредством

• культурных заимствований (целенаправленное подражание),

• культурной диффузии (стихийное распространение),

• независимых открытий.

Последний путь означает, что одно и то же изобретение сделали независимо друг от друга в разных странах. Независимые изобретения — открытие одних и тех же культурных черт или образцов в разных культурах как следствие действия одних и тех же потребностей или объективных условий.
Наука в Новое время

Появление нового человека. Перевороты в науке (Галилей, Ньютон). Рационализм и культ сомнения (Р. Декарт), приоритет научного знания над божественным откровением (Ф. Бэкон). Утверждение гелиоцентрической системы Вселенной. Открытие множественности миров. Кризис антропоцентризма. Человек как «мыслящий тростник» (Б. Паскаль). Движение Контрреформации (иезуитские колледжи, барокко).

Просвещение как общекультурное движение (XVIII в.). Происхождение понятия. Просвещенная монархия. Относительная политическая стабильность, рост экономики, улучшение бытовых условий, культурные достижения. Цивилизованность и европоцентризм. Стремление научить мыслить, поступать разумно и ответственно. Разум как условие счастья. Просвещенный гедонизм. Проблема улучшения общества. Лозунг «Свобода, равенство, братство». Терпимость как основное достоинство человека. Проблема общения людей, диалог культур. Деизм как основная мировоззренческая концепция (теодицея). «Энциклопедия» как отражение идей эпохи (Д. Дидро, Ж. д’Аламбер). Салоны, клубы, кружки. Развитие журналистики: полемика в газетах и журналах. Философские и публицистические мотивы в искусстве. Дидактизм. Роль общества в становлении личности. Проблема воспитания (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Внимание к ребенку. Ведущие стили: классицизм, рококо, сентиментализм. Просветительский классицизм (Д. Дефо, Вольтер, И. Гете). Неоклассицизм (Ж.А. Габриэль, К. Рен). «Говорящая архитектура» (Э.Л. Булле, К.Н. Леду). Рококо: интерес к частной жизни, игра, лицемерие. Трансформация любовной темы (А. Прево, Ш. де Лакло). Отражение «галантных празднеств» в живописи (А. Ватто, Ф. Буше). Создание интимных интерьеров (Сан-Суси, архитектор Г. Кнобельсдорф). Сентиментализм (конец XVIII в.): осуждение лицемерия, приоритет чувства, поэтизация природы и уединения, патетическая манера (Л. Стерн, Ж.-Ж. Руссо, И. Гете, Ж.Б. Шарден).







Сейчас читают про: