double arrow

Тема 14.Экзистенциалистическая традиция в зарубежной психологии

Тема 12. Жан Пиаже и его роль в психологии

Тема 11. Французская социологическая школа и близкие к ней направления французской науки

Психологические идеи во французской социологической школе. Психологические представления Э.Дюркгейма. Очерк жизни и творчества. Э.Дюркгейм как социолог и психолог. Представление о коллективных феноменах сознания. Л.Леви-Брюль, очерк жизни и творчества. Изучение «первобытного мышления». Пралогическое мышление и принцип партиципации. «Структурная антропология» К.Леви-Строса и ее связь с французской психологической школой. П.Жане, очерк жизни и творчества. П.Жане как психолог и психотерапевт. Структурно-уровневая теория психического. Рассмотрение высших психических функций. Влияние идей П.Жане на зарубежную и русскую психологию.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 11.

1. Основные представления Э.Дюркгейма.

2. Исследования первобытного мышления в творчестве Л.Леви-Брюля.

Основная литература: 1, 2, 4

Очерк жизни и творчества Жана Пиаже. Два основных периода развития его теории. Характеристика первого периода: представления об аутизме, эгоцентризме, социализированной мысли; точка зрения на соотношение мышления и речи; методы исследования. Характеристика второго периода: точка зрения на соотношение интеллекта и действия; виды опыта; представление об операциях; этапы развития интеллекта и их характеристика. Интериоризация в представлении Ж.Пиаже.

Исследование развития моральных суждений в работах Ж.Пиаже и Л.Колберга.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 12.

1. Основные различия в воззрениях Ж.Пиаже в первый и второй периоды развития его представлений об интеллектуальном развитии ребенка.

Основная литература: 1, 2, 5

Тема 13. «Понимающая психология»

В.Дильтей, его жизнь и творчество. Представление о «науках о природе» и «науках о духе». Объяснительная и описательная психологии как антагонисты в представлениях В.Дильтея. Влияние идей В. Дильтея на психологию ХХ столетия. Развитие идей В.Дильтея Э.Шпрангером. Понимание как метод психологии. Идеи «описательной психологии» у Г.Г.Шпета.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 13

1. Методологические основания концепции В.Дильтея в соотнесении с программой психологии В.Вундта.

Основная литература: 1, 2

Европейский экзистенциализм, его влияние на психологию. Экзистенциальный анализ. Дазайн-анализ (Л.Бинсвангер, М.Босс), его соотношение с психоанализом. Философия М.Хайдеггера как теоретическая основа дазайн-анализа. Представление о «здесь-бытии». Свобода, вина и ответственность. Экзистенциалы. Основы психотерапии.

Экзистенциальный психоанализ Ж.-П.Сартра.

Экзистенциальный анализ В.Франкла. Очерк жизни и творчества В.Франкла. Свобода воли, воля к смыслу, смысл жизни как базовые представления логотерапии. Представление о самотрансценденции. Принципы дерефлексии и парадоксальной интенции.

Дж.Л.Морено: психодрама как теория и терапевтическая система. Очерк жизни и творчества Дж.Л.Морено. Философские, религиозные, литературные, театральные, психологические истоки психодрамы. Представление о спонтанности и креативности. Теория ролей. Социометрия. Основание групповой психотерапии.

Ф.Перлз: гетштальттерапия. Очерк жизни и творчества Ф.Перлза. Принцип холизма, принцип «здесь и сейчас». Человек и среда. Представление о гештальте, его формировании и завершении. Структура невроза. Принципы психотерапии.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 14.

1. Экзистенциальная философия как основание психологии: основные проблемы.

2. Основные направления экзистенциальной психологии в их сравнении.

Основная литература: 1, 2, 4

Дополнительная литература: 15

Тема 15. Американская «гуманистическая психология»

«Гуманистическая психология» как «третья сила» в американской психологии. Сравнительный анализ «гуманистической психологии», бихевиоризма и психоанализа. «Гуманистическая психология» и экзистенциализм: общее и различия. Экзистенциалистическая и персоналистическая линии в «гуманистической психологии».

Г.Оллпорт, очерк жизни и творчества. Идиографический подход в психологии. Теория черт. Принцип функциональной автономии.

А.Маслоу, очерк жизни и творчества. Представления о самоактуализации и самоактуализирующейся личности. Теория потребностей. «Лестница» потребностей. Дефицитарные потребности и потребности роста. «Дальние пределы человеческой психики» и трансперсональная психология.

К.Роджерс, очерк жизни и творчества. Феноменологический подход к личности. Представление о феноменальном поле. Тенденция актуализации. Закономерности формирования Я-концепции. Неконгруэнтность личности и пути ее смягчения. Принцип безусловного позитивного внимания. Основы роджерианской психотерапии. Психолого-педагогические аспекты воззрений К.Роджерса.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 15.

1. Американская гуманистическая психология в сравнении с экзистенциальной психологией.

2. Основные отличия «третьей силы» в североамериканской психологии от бихевиоризма и психоанализа.

Основная литература: 1, 2

Дополнительная литература: 11, 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: