double arrow

Тема 10. Гештальтпсихология


Тема 9. Бихевиоризм

Истоки бихевиоризма. Исследования Ллойд-Моргана как один из источников бихевиоризма. Проблемы научения у человека и животных в исследованиях Э.Торндайка. Основные принципы классического бихевиоризма Д.Уотсона. Основные линии влияния на бихевиоризм Д.Уотсона в прагматизме У.Джеймса, взглядах и исследованиях ведущих представителей русской физиологической школы (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов). Представление о стимуле и реакции. Классическое обусловливание. Представление о дифференциации и генерализации.

Необихевиоризм и представление о промежуточных переменных. Э.Толмен и представление о поведении как молярном феномене. Когнитивные карты у животных и человека. Психологические представления К.Халла. Инструментальное и оперантное обусловливание. Очерк жизни и творчества Б.Ф.Скиннера. Представление об операнте и оперантном научении. Принципы программированного научения. Оперантное научение в психотерапии.

Социобихевиоризм и его основные принципы. Общий очерк направления. Принцип реципрокного детерминизма. Обзервационное научение. Теория А.Бандуры: исследование социализации; изучение агрессии. Психолого-педагогические аспекты теории социального научения. Теория «Усвоенной беспомощности» Селигмана. проблемы соединения бихевиоральных и психоаналитических идей относительно психологии развития в теории Р.Сирса.




Нейролингвистическое программирование как психотерапевтическое направление необихевиористической ориентации. Когнитивная психотерапия и необихевиоризм. Использование бихевиоральных идей и техник в педагогике.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 9.

1. Необихевиоризм в сопоставлении с классическим бихевиоризмом.

2. Основные виды обусловливания.

Основная литература: 1, 2, 4

Дополнительная литература: 15

Проблема целостности в западной психологии. Идеи Грацкой школы. Идеи Лейпцигской школы целостной психологии.

Классическая гештальтпсихология (М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка). Очерк жизни и творчества основателей гештальтпсихологии. Исследования восприятия. Открытие «фи-феномена» и его роль в преодолении «элементаризма». Представление о гештальте. Фигура и фон. Принцип изоморфизма. Исследования мышления животных (В.Келер). Представления об инсайте. Изучение человеческого мышления (К.Дункер). Проблемы возрастного развития в гештальтпсихологии. Приложение принципов гештальтпсихологии к проблемам психоневрологии ( К.Гольдштейн).

Приложение принципов гештальтпсихологии к проблемам личности. К.Левин, очерк жизни и творчества. Представление о психологическом поле и жизненном пространстве. Представление о потребностях. Топология поля. Временная перспектива. Изучение малых групп и групповой динамики.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 10.

1. Классические эксперименты гештальтпсихологов.

2. Методологические проблемы психологии в представлении К.Левина.

3. Теория личности К.Левина.

Основная литература: 1, 2, 4







Сейчас читают про: