Культура России во второй половине XIX в. Просвещение. В системе образования сложилось несколько типов начальных, средних и высших учебных заведений

Просвещение. В системе образования сложилось несколько типов начальных, средних и высших учебных заведений. В начальном образовании наиболее распространенными были школы грамоты и земские школы в сельской местности, а также городские училища. Среди них прогрессивным типом начального учебного заведения была земская школа.

Среднее образование в основном получали дети городских жителей, которые обучались в классических и военных гимназиях, реальных, коммерческих, военных и духовных училищах, женских гимназиях и институтах благородных девиц. Структуру высшего образования составляли университеты, а также 30 специальных высших учебных заведений.

Наука и техника. Выдающиеся открытия были сделаны в области химии: А. М. Бутлеров создал теорию химического строения органических тел, Д. И. Менделеев сформулировал периодический закон химических элементов. К. А. Тимирязев исследовал явления фотосинтеза, создал научную агрономию. И. М. Сеченов заложил основы материалистической физиологии и психологии. И. И. Мечников обосновал учение о защитных свойствах организма. Работы А. Г. Столетова подготовили условия для появления современной электронной техники. А. С. Попов продемонстрировал первый в мире радиоприемник. Электротехник П. Н. Яблочков изобрел дуговую лампу. Многотомные труды по истории России были выпущены С. М. Соловьевым и В. О. Ключевским.

Литература. Вторая половина столетия отмечена расцветом в литературе критического реализма. Русскими писателями И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым, Ф. М. Достоевским, И. А. Гончаровым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. Н. Островским, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым были написаны произведения, вошедшие в сокровищницу мировой литературы. В романах Достоевского “Преступление и наказание”, “Униженные и оскорбленные”, в эпопее Толстого “Война и мир”, в пьесах и рассказах Чехова “Палата № 6”, “Ванька”, “Ионыч”, “Человек в футляре” воплотились лучшие стороны критического реализма.

Искусство. В театральном искусстве ведущие позиции занимал Московский Художественный театр, руководителями которого являясь К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Взлета в своем развитии достигло музыкальное искусство. “Могучая кучка”, в которую вошли молодые талантливые композиторы М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, развивала русский этический симфонизм. Музыкальное наследие П. И. Чайковского составляют семь симфоний, три балета, несколько опер, более 100 романсов, симфонические поэмы, концерты и пьесы. В живописи большую роль сыграло движение передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, А. И. Куинджи и др.).

Контрольные вопросы:

1. Россия накануне “Великих реформ”. Предпосылки отмены крепостного права.

2. Общественное движение на рубеже 50-60 гг. XIX в.

3. Крестьянская реформа 1861 г. и ее историческое значение.

4. Реформа 60-70 гг. В области образования, суда, местного самоуправления, печати и военного дела.

5. Внешняя политика России во 2-й половине XIX в. Русско-турецкая война (1877-1878 гг.).

6. Колонизаторская политика царизма на Кавказе и в Средней Азии в XIX в.

7. Народники в 70-80-е гг. XIX в.

8. Внутренняя политика Александра III (80-90-е гг. XIX в.).

9. Рабочее движение в последней четверти XIX в.

10. Распространение марксизма и возникновение социал-демократии в России.

11. Культура России во 2-й половине XIX в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: