Общие проблемы истории древнего востока (3—11)

История создания мира и история народов и их государств есть везде. Но история духовной брани, прозрений и заблуждений есть только у тех, кто почитает Новый Завет. Основное содержание христианских летописей и истории – опыт этого мира, а борьба доброго и злого в человеке - мерило ценностей.

История как наука сложилась в Европе в XVII в. и распространилась в XVIII в. Тогда же действовала христианская концепция: было начало – кульминация (приход Спасителя) – конец (Страшный Суд).

На Востоке, например, такой концепции нет, и потому там нередко можно услышать мнение, что история остановилась (Ф. Фукуяма). Другую крайность занимает американский учёный С. Хатингтон – мир ожидает крупный кризис.

Наш курс, в плане системы приоритетов, больше уделяется внимания верованиям и общественному устройству, чем хозяйству. Больше внимания личностям монархов, как субъектам, характеризующим своё общество. Оценка его роли базируется на понятиях морали.

Что касается понятия «прогресс», оно вполне применима к технологиям и общественному устройству. В духовной же жизни, а также искусстве, литературе, качественный рост проследить не удаётся. Жизненный уровень человека практически всегда был одинаков.

В Западной Европе сложилась традиция брать за основу в изучении древнего мира Месопотамию и Египет – как страны типа больших государств, в которых сохранились письменные источники. Гармонические общества преобладали на Плодородной дуге. В них быстрее развивались социальные структуры, технологии, города. Но они не пытались преодолеть природу за счёт технического развития и социального прогресса. Техногенны появились в конце 4-го тыс. до Р.Х. в районах больших рек. Они заимствовали достижения гармонических обществ и стали преобразовывать вокруг себя природу, обожествляя тем самым себя и свои достижения.

В чём принципиальное отличие? Главное – отношение к окружающему миру. Цель гармоничных – «нормальная» жизнь с упование на милость богов, которые заведуют всем. Цель техногеннов – высокая производительность и социальный комфорт.

Гармонические божества – боги сил природы, постепенно приобретавшие хозяйственные и общественные функции. Техногенные божества – наряду с богами сил природы – «культурные герои»: предки династий, монархи, экономика и социальные структуры.

Основным источником изучения истории является письменность, потому долгое время бытовало мнение, что где нет письменности, там ничего не было. Развитее археологии опровергла эти взгляды, но отсутствие письменных источников не позволяет обрести полноту картины. Древняя письменность преобладает у техногеннов, потому им уделяют больше внимания. Другой фактор – науку о Древнем мире создавали техногенны Западной Европы, от сюда и приоритеты интереса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: