double arrow

Романский стиль


Художественные стили Средневековья

Начиная с X в. в западноевропейской культуре все более реализуются символические формы творчества, а вместе с ними утверждаются и новые эстетические нормы и взгляды. Первой формой собственно средневековой эстетики становится романский тип художественного мировосприятия, который отражал время феодальной раздробленности, замкнутости постоянно враждующих феодалов, принимающих участие в набегах, сражениях, войнах. Феодальная анархия, беззаконие, право сильного — все это грозило каждому человеку, постоянно рискующему оказаться объектом насилия.

Помимо угроз «зримых», человека Средневековья постоянно подстерегали враги «незримые», которых олицетворял дьявол и многочисленная армия злых духов. Тогда господствовало убеждение, что именно они выступают в роли сеятелей дурных внушений, душевных расстройств, всякой порчи. Беспрепятственно перемещаясь в пространстве, злые духи могли вторгаться в ход мыслей человека, настраивать его ум и сердце на совершение порочных поступков. Этот невидимый мир злых духов колдовал, строил козни, провоцировал, соблазнял.




В противовес земному хаосу, раздорам, невзгодам начинают целенаправленно создаваться островки стабильности, устойчивости, умиротворенности в виде неприступных соборов, замков, монастырей.

Романский стиль. В X в. в художественной культуре Средневековья впервые сложился единый общеевропейский стиль, который получил название романский. Термин «романский стиль» был введен в оборот в начале XIX в. французскими археологами, которые, изучая останки зданий в европейских городах, пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский», т.е. римский. Первоначально это понятие применялось только к памятникам архитектуры VI—XII вв., позднее им стала определяться вся культура этого времени. Стиль «в манере римлян» подразумевал использование в средневековой архитектуре некоторых черт архитектуры и строительных приемов римлян.

Нестабильная историческая ситуация, постоянные распри рыцарей при почти непрекращающихся войнах обусловили превращение архи-

чала. Торжественно-театральный ход богослужения, сопровождаемый духовной музыкой, нашел эффективное выражение в архитектурном облике храма, и все вместе они достигали своей основной цели — привести верующего в состояние религиозного экстаза.

Таким образом, средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично сочетались религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и любовь к земной жизни.



Средневековая Европа оставила великие памятники художественной культуры. Многие европейские города украшают памятники архитектуры (соборы, монастырские ансамбли, замки, ратуши) романского и готического стилей; замечательные произведения фресковой и станковой живописи составляют славу многих музеев. В мировой культурный фонд вошли великолепные образцы средневековой иконописи, витражного искусства, скульптуры, книжной миниатюры. Величайшую ценность представляют произведения средневековой литературы — рыцарские романы, поэзия трубадуров, лирика вагантов и непревзойденная «Божественная комедия» Данте Алигьери.

Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха Поэтому ее нельзя оценить однозначно. Она несла в себе «темные» и «светлые» стороны, прогресс и реакцию, но, безусловно, она стала важной ступенью развития мировой культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гофф Ж. Ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

2. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1990.

3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства М., 1990.



4. Добиаш-Рождественская О.А, Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.

5. Дюби Ж. Европа в средние века / Пер. с франц Смоленск, 1994.

6. Карсавин А.П. Монашество в средние века М., 1992.

7. Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.

8. Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения: В 5 ч. М., 1994.

9. Тяжелов В.И. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.

10. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1989.

11. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.







Сейчас читают про: