Основные формы мусульманской культуры

Общий очерк

ГЛАВА 18. АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В эпоху Средневековья арабо-мусульманская культура процветала на огромной территории от Индии до Испании, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку, Среднюю Азию и Закавказье. Она была создана арабскими племенами (от «араб» — смелый наездник), населявшими Аравийский полуостров и находившимися на весьма примитивном уровне развития. В социальном плане арабы делились на две части: городское население, основным занятием которого была торговля, и кочевники бедуины («люди кочевой жизни»), которые разводили верблюдов и другой скот. Первоначально арабская цивилизация сосредоточивалась в оазисах, которые были торговыми центрами для кочевых племен. Религия доисламской Аравии была языческой, каждое племя верило в своего бога-покровителя, совершая жертвоприношения его каменному идолу — всего их насчитывалось около 360, что не способствовало объединению арабов. Арабы обожествляли силы природы, небесные светила, камни, деревья, ручьи.

Население Аравии в VII в. жило в условиях разложения родоплеменного строя и формирования единого государства И в этом процессе одним из средств объединения многочисленных арабских племен в единое государство стала новая мусульманская религия, ислам. По-арабски «ислам» означает «покорность», а название «мусульмане» происходит от слова «муслим» (предавший себя Аллаху, во мн. ч. — «муслимун»).

Основателем ислама стал арабский купец из племени курейш Мухаммед; в 610 г. он объявил себя пророком единого и всемогущего бога Аллаха. Постепенно сложился культ и догматика новой религии, в основу которых легли проповеди Мухаммеда. После его смерти они были записаны его учениками и составили священную книгу мусульман — Ко-

Изобразительное искусство как средство выражения религиозных 'I идей было исключено из сферы арабской культуры. Силу своего воздействия новая религия основывала на слове. Поэтому главными святынями в ней стали не иконы и статуи, а старинные рукописи. Эквивалентами живописи и скульптуры в европейском искусстве у арабов стали каллиграфия и книжная миниатюра.

Особым почетом в арабском мире пользовалось искусство каллиграфии, ставшее языком не только религии, но и поэзии, философии, науки. Искусство это выполняло функции, сходные с функциями икон в христианстве, представляя видимое тело божественного Слова. Также каллиграфия широко использовалась в архитектуре. Зодчие порой покрывали стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью наряду со стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами. Именно арабам, по-видимому, принадлежало первенство в создании этих узоров — арабесок. Появление арабесок вызвано ярко выраженным стремлением арабского искусства к декоративности, которая стала основой образного строя живописи и породила замечательное искусство узора. Часто арабески дополняются надписями, выполненными арабскими буквами, похожими на орнамент. Арабеска обычно составляла «открытую», создающую возможность бесконечного развития композицию, позволяющую художнику покрывать сплошным ковром узора поверхность большого протяжения и любого очертания.

Достигнув необычайной изощренности, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента. В разработке орнамента арабские мастера достигли изумляющей виртуозности, создав бесчисленное множество композиций, основанных на точном математическом расчете и вместе с тем одухотворенных огромной силой художественной фантазии. Таким образом, для мусульман арабеска — это возможность создания искусства без картин, что особым образом решает основную задачу арабского искусства — отражение красоты божественного мира, которому прежде всего присущи симметрия и ритм. Для отображения этой красоты была избрана абстрактная форма, которая, впрочем, не имеет ничего общего с современным абстракционизмом.

Мусульманское искусство воспроизводило предметы в соответствии с их природой — самой по себе прекрасной, поскольку она сотворена Богом. Но Бога в странах ислама нельзя было изображать, а можно было обозначать буквами и знаками. Поэтому в искусстве получил распространение геометрический орнамент, нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших символическое религиозное значение.

Власть и влияние суфизма распространились на всю культуру мусульманского Востока, которая стала в значительной степени суфийской. И особенно это проявилось в ирано-таджикской поэзии, классический период которой приходится на X—XV вв. Эта поэзия (на языке фарси) сумела воспринять наиболее ценные элементы арабо-мусульманской культуры, сохранив при этом многие самобытные черты древней иранской традиции. Для этого составлялись специальные перечни арабских и персидских стихотворных размеров, а отечественные жанровые формы рубаи и месневи дополнялись арабской касыдой, газелью и др. Рубаи представляют собой стихотворный афоризм из четырех строк. Первые две строки содержат экспозицию, третья — вывод и уже последняя — собственно «летучие слова». Месневи — это поэма, довольно объемная, в ней господствует парная рифма строк. В этой форме писали такие признанные мастера, как Рудаки, Руми, Низами.

К концу IX в., помимо поэзии и научных трактатов, появилась проза. Именно тогда из устного народного творчества родились знаменитые новеллы «Тысячи и одной ночи». В X в. также сложилась макама, которая соединяла в разных пропорциях особенности классической поэзии и новеллистики и писалась саджем — особым размером рифмованной прозы. Макамы стали предтечей европейского «плутовского романа», появившегося в Испании в XVI в.

Темы борьбы созидающего, животворящего и разрушительного начал, идея Любви и Разума как главных движущих сил общественного развития, особая роль поэтического слова и поэта-пророка в сочетании с отточенностью формы превратили восточную литературную традицию в одухотворяющий фактор для арабской культуры последующих веков. Следы ее влияния можно обнаружить не только на Востоке, но и в поэзии вагантов и старопровансальских трубадуров, Пушкина и Байрона, многих других европейских и американских писателей и поэтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.

2. Бартольд П. Ислам и арабская культура. М., 1992.

3. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана М., 1974.

4. Грюненбаум ГА Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.

5. Грюненбаум ТА. Классический ислам: Очерк истории. М., 1986.

6. Мировая художественная культура Древние цивилизации: Толковый словарь. М., 2004.

7. Очерки истории арабской культуры V—XV вв. М., 1982.

8. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2001.

9. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1985.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: