Восстание Дипонегоро

Особенности голландской колониальной политики в Индонезии в период промышленного капитализма

В отличие от более сильных колониальных держав (Англии, Франции), плотно закрывших двери своих колониальных вла­дений, Голландия теперь оказалась вынужденной проводить своеобразную политику «открытых дверей». В 1819 г. на Яве побывало 43 голландских, 62 английских и 53 американских торговых корабля. По подписанному в 1824 г. англо-голланд­скому соглашению о разграничении колониальных владений в Юго-Восточной Азии Англия получила право свободной торгов­ли в Индонезии (кроме Молуккских островов). Английские то­вары могли облагаться пошлиной, не более чем вдвое превы­шающей пошлину на голландские товары, ввозимые в Индоне­зию. Для изделий развитой английской промышленности было нетрудно в этих условиях успешно конкурировать на рынках Индонезии с голландскими товарами.

Кризис голландской Ост-Индской компании, который при­вел к ее ликвидации, свидетельствовал о том, что методы коло­ниальной эксплуатации, свойственные периоду первоначального накопления капитала, не соответствовали новому периоду в раз­витии капитализма, потребностям промышленного капитализ­ма. Однако в колониальной политике голландской буржуазии по-прежнему преобладали эти методы, хотя и в несколько мо­дернизированном виде.

В 1824 г. была создана сильная и влиятельная акционер­ная компания «Нидерландское торговое общество», самым крупным пайщиком которого стал король Вильгельм. Нидер­ландский королевский дом и связанная с ним торгово-финансовая олигархия заняли место Ост-Индской компании в ограбле­нии Индонезии.

Сохранив введенную во время английской оккупации систе­му денежного обложения крестьянства, голландские колониза­торы восстановили при этом старую систему круговой поруки при сборе ренты-налога. Основной единицей обложения была община. Эта система обрекала яванских крестьян на разорение и голод.

В 20-х годах XIX в. усилилось недовольство яванского кресть­янства, охватившее и крестьянское население номинально самостоятельных княжеств Джокьякарты и Суракарты. Против колонизаторов были настроены и некоторые феодалы, мечтав­шие о восстановлении независимости яванских княжеств. Росла популярность отстраненного голландцами от престола предста­вителя султанского рода Джокьякарты Дипонегоро, известно­го своей глубокой приверженностью исламу и ненавистью к ко­лонизаторам.

Поводом к восстанию послужило намерение колониальных властей проложить дорогу через территорию фамильного клад­бища Дипонегоро и этим осквернить его.

Начавшееся в 1825 г. восстание развернулось под лозунга­ми религиозной войны против «неверных». Численность отрядов Дипонегоро быстро увеличивалась. После упорных боев по­встанцы взяли столицу княжества г. Джокьякарту. Дипонего­ро был провозглашен султаном с титулом «защитник ислама». Восстание охватило многие районы Явы. Пять лет индонезий­ские патриоты мужественно боролись с колонизаторами. Вождь этого восстания по праву считается национальным героем Ин­донезии.

Но в ходе борьбы выявились и негативные черты восста­ния. Поднявшееся крестьянство не смогло выдвинуть антифео­дальные требования. Между тем феодальные элементы зачастую переходили на сторону колонизаторов. Голландцам удалось разжечь и использовать в своих интересах религиозную и нацио­нальную рознь. На подавление мусульманских повстанцев Явы посылались солдаты, набранные из потомков обращенных в свое время в христианство жителей Сулавеси и Молуккских островов.

С 1828 г. положение повстанцев неизменно ухудшалось. Вес­ной 1830 г. Дипонегоро согласился вступить в мирные перегово­ры с голландцами. Ему и его свите была обещана неприкосно­венность. В ходе переговоров Дипонегоро категорически отка­зался от капитуляции. Тогда голландцы, вероломно нарушив свои обещания, пленили вождя восставших. Дипонегоро сосла­ли на отдаленный остров. Народное восстание было подавлено.

«Система культур»

В 30-х годах для увеличения доходов голландская администра­ция ввела так называемую «систему культур», расширив и рас­пространив на новые культуры «опыт» принудительного выра­щивания кофе.

Вместо уплаты земельного налога яванских крестьян обяза­ли в принудительном порядке засевать определенные площади своей земли экспортными культурами (сахарный тростник, ин­диго, табак и др.). Там, где сохранялась община, эта обязан­ность возлагалась на нее. Создавались предприятия по первич­ной переработке принудительно поставляемой сельскохозяйст­венной продукции, на которых в порядке повинности бесплатно работали крестьяне окрестных деревень. Монополия экспорта этой продукции принадлежала «Нидерландскому торговому об­ществу». Под экспортные культуры отводились лучшие земли. Сокращались посевы продовольственных культур. «Система культур» задерживала разложение феодально-патриархальных отношений в индонезийской деревне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: