double arrow

Возникновение сегуната Токугава. Синтоизм


Первые связи между Японией и Европой

ЯПОНИЯ В ПЕРИОД ТОКУГАВСКОГО СЕГУНАТА

Глава VI

Как и другие страны Азии, Япония к началу нового времени была феодальным государством. Но феодальные отношения и формы земельной собственности в том виде, как они сложились в период расцвета японского феодализма (XIII—XVI вв.), не­сколько отличались от рассмотренных выше форм феодальной собственности на землю в Индонезии, Индии, Османской импе­рии, Китае. В Японии феодальная собственность различных групп феодалов сочеталась с широко развитым мелкокрестьян­ским хозяйством, что приближало формы феодального земле­владения в Японии к соответствующим формам, существовав­шим в средневековой Европе. Маркс отмечал: «Япония с ее чис­то феодальной организацией землевладения и с ее широко развитым мелкокрестьянским хозяйством дает гораздо более верную картину европейского средневековья, чем все, наши историче­ские книги, проникнутые по большей части буржуазными предрассудками.

К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 729, примеч. 192.

Возникшие в феодальную эпоху японские города, так же как и города Индии и других стран Азии, были ставками фео­дальных правителей, но они сравнительно рано приобрели важ­ное экономическое значение, а некоторые из них добились статуса «вольного города» (Сакаи) или боролись за создание самоуправления бюргерского типа.

Средневековая Япония развивалась, имея тесные культур­ные и экономические связи с соседними странами Азии — Китаем и Кореей. Некоторые элементы культуры, в том числе письменность, религиозно-идеологические системы (буддизм, конфуцианство), были заимствованы феодальной Японией у Китая.

В 1542 г. у южного побережья о-ва Кюсю впервые появились португальцы. С этого времени в течение нескольких лет порту­гальские корабли систематически посещали Японию. Порту­гальцы завязали торговые отношения с Японией, ввозя туда огнестрельное оружие в обмен на золото. Начиная с 1549 г. в Японии развернули активную деятельность католические мис­сионеры.

Купцы и миссионеры опирались на некоторых японских феодалов. Это были по преимуществу правители тех районов, в которых находились посещаемые европейцами портовые го­рода. Они извлекали немалую выгоду от расширения внешней торговли Японии. Японские феодалы были заинтересованы так­же в приобретении европейского оружия.




В 80-х годах XVI в. на о-ве Кюсю насчитывалось уже свыше 100 тыс. христиан. В начале XVII в. в Японии активизирова­лись английские и особенно голландские купцы.

Появление европейцев в Японии совпало с острой борьбой за создание централизованного феодального государства. К концу XVI — началу XVII в. на Японских островах для этого уже сло­жились известные экономические и политические предпосылки.

В предшествующие столетия хотя и медленно, но росли про­изводительные силы, расширялась торговля, развивались горо­да. Непрекращавшиеся крестьянские восстания толкали феода­лов к объединению. Усилению централизаторских тенденций способствовала также угроза со стороны европейских колони­заторов.

Императорская власть занимала в феодальной Японии свое­образное положение. Возникнув еще в период перехода к клас­совому обществу, династия японских императоров, носивших титул микадо или тенно, сохранила в последующие столетия свое официальное положение. Оно освящалось японской рели­гией — синтоизмом (синто — «путь богов»). Эта религия воз­никла на базе первобытных верований, одухотворявших природу и обожествлявших умерших предков. Синтоисты считали, что людей окружают многочисленные духи и боги (ками), олице­творяющие силы природы. Люди также происходят от богов (ками), и при определенных обстоятельствах душа умершего может стать ками. Ками могут воплотиться и в предметы ритуального поклонения (фигурку бога, дощечку с его именем и т. п.).



Главная роль в синтоистском пантеоне принадлежит богине солнца Аматерасу, согласно преданию пославшей на землю своего сына, потомок которого Дзимму 11 февраля 660 г. до н. э. вступил на императорский престол, основав японскую им­ператорскую династию. Эта мифическая дата отмечается пра­вящими классами Японии как день основания империи.

Японские императоры считались верховными жрецами син­тоистской религии. Они руководили главными синтоистскими храмами. В условиях феодальной раздробленности религиоз­ный статус японских императоров способствовал тому, что их светская власть стала номинальной.

Не удивительно поэтому, что борьба за преодоление фео­дальной раздробленности не пошла в Японии по пути укрепле­ния императорской власти, а приняла форму борьбы отдельных феодальных группировок за установление контроля над страной.

К началу XVIIв. Иэясу Токугава подчинил своей власти удельных князей всей Японии и принял наследственный титул сегуна -— главнокомандующего (полный титул: тайсегун — «великий полководец»). С этого времени более 250 лет Япония управлялась династией сегунов Токугава.

Сегун стал неограниченным правителем страны. Правда, императору воздавались всяческие почести, но подчеркивалось, что божественному императору не к лицу снисходить до какого бы то ни было общения со своими подданными. «По той же причине, по которой солнце и луна совершают свой путь, — утверждали Токугава, — император обязан сохранять свое сердце нетронутым. Поэтому он обитает во дворце, как на небе... Сегун указывает все государственные повинности и не нуждается при отправлении правительственных дел в разреше­нии императора. Когда земля среди четырех морей неспокойна, то это вина сегуна».

Режим сегуната, окончательно сложившийся при третьем сегуне, Иэмйцу Токугава (1623—1651), стал своеобразной формой централизованного феодального государства.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: