double arrow

Федор Волков (1729-1763)

Основание русского государственного профессионального театра.

Появление национальной драматургии. Приказ императрицы привезти Волкова в Петербург. Приехавшие с Волковым. Дебют, трагедии Сумарокова. Оставили четверых. 30 августа 1756 организовали театр. Первые актеры. Где проходили спектакли. Театр сначала государственный и вольный, но потом, из-за тягот Сумарокова, придворный. Отставка Сумарокова, назначение директором Волкова. Смерть Елизаветы Петровны, взошла на престол Екатерина II. Смерть Волкова во время коронационных торжеств. Образование театра в Москве: Императорский университет, любительская труппа, Херасков, Шувалов, Локателли, 1760 – официально именуется «Российский театр».

Появилась одна из главных составляющих национального театра – русская драматургия.

В 1752 г. Елизавета Петровна приказала ярославских купцов Федора Волкова (он же Полушкин), с братьями Гаврило и Григорием, которые в Ярославле содержат театр, и кто еще им нужен будет, привезти в Петербург.

Родился в Костроме 9 февраля 1729 г, старший сын в семье. Отец, Григорий Иванович, когда Федору было 6 лет, умер, а мать, Матрена Яковлевна, вышла замуж за немолодого заводчика Полушкина и переехала с детьми к нему в Ярославль. Получив в Ярославле начальное домашнее образование, в 1741 отправился на обучение в Москву, где познакомился с московскими «охотниками» и увлекся театральным искусством. В 1748, вернувшись в Ярославль, организовал свою любительскую театральную труппу, куда вошли его братья и посадская молодежь. Первое упоминание о ней имеем в 1750 г. Тогда труппа Волкова показывала комедию в доме ярославского купца Г. Серова. Волков несколько раз ездил в Петербург и там общался с придворными итальянскими актерами и «вольными» немецкими. Кто порекомендовал его императрице – неизвестно.

Волков прославился как исполнитель героев в трагедиях Сумарокова, однако он одинаково сильно играл в трагедиях и комедиях. Он неистово, со всей страстью, отдавался делу своей жизни – театру. Обладал многими талантами: был стихотворец, живописец, музыкант, скульптор. Документально известно об исполнении им трех ролей: Оскольд в «Семире» А.П. Сумарокова, Марс в Прологе «Новые лавры» и Американец в музыкально-драматическом представлении с балетом «Прибежище добродетели».

В Петербург с Волковым и двумя его братьями приехали: канцеляристы Ярославской провинциальной канцелярии Иван Иконников и Яков Попов, писец Семен Куклин, из церковников (семинаристы) Иван Дмитревский и Алексей Попов, «посацкий» Семен Скочков, «малороссийцы» Демьян Галик и Яков Шумский.

Дебюты ярославской труппы состоялись на сцене «Немецкого театра», играли трагедии Сумарокова: «Хорев», «Синав и Трувор» и «Гамлет».

Волков «с равной силою играл трагические и комические роли». Искусные и знающие люди при дворе отметили, что игра ярославцев «только что природная и не весьма украшенная искусством», а сам Волков «уже обучен».

Труппа целиком не оправдала ожиданий и и в Петербурге из состава оставили четверых самых талантливых: Ивана Дмитревского и Алексея Попова отдали в Кадетский корпус на обучение к Сумарокову, Федора и Григория Волковых отдали в придворный театр, с кот они отбыли в кон 1752 в Москву, но в нач 1754 возвратились в Петербург и также поступили в кадетский корпус, где обучались языкам, рисованию, фехтованию, танцам и музыке.

30 августа 1756 императрица подписала указ: учредить «русский для представления трагедий и комедий театр». Образовался русский профессиональный и постоянно действующий театр. Директором назначили Сумарокова. Набрали актеров: костяк труппы: + к четырем вышеназванным присоединились Гаврило Волков и Яков Шумский, набрали первых актрис: сестры Мария Степановна и Ольга Степановна Ананьины, Аграфена Михайловна Мусина-Пушкина.

Спектакли проходили в доме графа М. Головкина на Васильевском острове, названный «Российским комедиантским домом» и на сцене придворного Оперного дома.

Театр поначалу учредили как «государственный» (т.е на средства гос казны), но «вольный» (не придворный), поэтому спектакли давались для народа за деньги.

Необходимость создания государственного русского театра диктовалась рядом причин: для поднятия престижа Российской империи как просвещенного европейского государства, и для замены при дворе любительских кадетских спектаклей.

На Сумарокова свалилось множество отнюдь не творческих проблем, нужно было завоевать зрителя, кроме жалованья артистам платить музыкантам, заботиться о костюмах, афишах и т.д, он страдал в административных и хозяйственных путах и просился в придворный штат. В итоге в 1759 г. русский театр сделали придворным, что дало материальное обеспечение, но ограничение общедоступности. В 1761 Сумароков изнемог в этой борьбе и попросился в отставку, руководство пало на первого актера Ф. Г. Волкова.

В 1761 скончалась Елизавета Петровна, дворцовым переворот был свергнут Петр III, на престол взошла Екатерина II. Спектакли возобновились в ее коронационные торжества, во время которых, в 1763, Волков выступил в последний раз в одной из лучших своих ролей – Оскольда в трагедии Семира, вкоре умер, простудившись вовремя театрализованного маскарада «Торжествующая Минерва», в котором организовывал и режиссировал тысячную толпу участников.

Организация «Российского театра» в Москве. После открытия профессионального и постоянного действующего театра в Петербурге родилась идея создания такого же в Москве. Если в Петербурге образовался из спектаклей Кадетского корпуса, то в Москве такую миссию мог взять основанный в 1755г. Императорский университет. Уже в 1756 из воспитанников и студентов была составлена любительская театральная труппа, с целью привлечь к молодому университету внимание московского общества.

Руководил любительским, а затем профессиональным Университетским театром преподаватель, поэт и драматург М.М. Херасков. Поощрял занятия искусствами и театром куратор Московского университета И.И. Шувалов. Играли в здании бывшей Главной аптеки у Воскресенских ворот на Красной площади.

В 1759 в Москве начались спектакли итальянской комической оперы антрепренера Дж.-Б. Локателии, который выстроил свой Оперный дом у Красного пруда (район Казанского вокзала). Пересмотрев весь репертуар, зрители затем потеряли к театру интерес. Чтобы оживить его, предоставил свои подмостки для спектаклей университетской труппы. Первое представление состоялось 25 мая 1759, играли комедию Леграна «Новоприезжие». Локателии отобрал из университетской труппы молодых людей, которых взялся обучать.

Весной 1760 университетская труппа официально именуется «Российским театром», в его репертуар входят трагедии Сумарокова, комедии Мольера, пьесы Хераскова. Лучшие актеры: Чулков, Троепольская, Михайлова.

В 1761 смерть Елизаветы Петровны прервала деятельность театра (были приостановлена деятельность всех театров, траур, никаких зрелищных мероприятий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: