Театр в эпоху Анны Иоанновны (1730-1740)

Вертепный театр

Народный театр

Не смотря на разгром скоморошества в 17 в, в 18 в народный театр не прекратил своего сущ-я. Народная драма «О царе Ироде». «О царе Максимилиане» - возникновение относится ко времени Петра, самая популярная народная драма, сохранялась в памяти народа ок 200 лет.

Жестокий и грозный царь Максимилиан заставляет своего сына Адольфа отречься от христианской веры и поклониться «кумирическим богам». Но Адольф не согласен подчиниться этим требованиям царя и заявляет, что «кумирические боги» он «повергает под свои ноги». Царь Максимилиан, желая сломить сопротивление Адольфа, велит заковать его в цепи и заключить в тюрьму, чтобы он одумался. Сцена допроса Адольфа царем повторяется несколько раз, каждый раз завершаясь отказом Адольфа подчиниться царской воле. В конце концов царь призывает палача (в нек вариантах – короля) Брамбеуса и велит отрубить «непокорному» Адольфу голову. В раннем из дошедших до нас текстов драмы она кончалась смертью жестокого царя. Есть много комических персонажей: старики Макей и Патрикей, Маркушка-гробокопатель, старуха, поп и дъячок, а в нек вариантах – патриарх и т.д.

В 18 в в Росси распространяется новый тип театра – вертепный кукольный театр. Под сильным влиянием народных комических представлений. Возник на Украине, затем перешел в Россию. Вначале был связан со школьным театром и рождественской тематикой школьной драмы (вертеп – пещера). Влияние народного театра- включались комические сценки из народного быта.

С 1731 постоянно действующий придворный театр. Труппа Томазо Ристори, Антонио Сакки (оставил сценарии дель арте), Франческо Арайя. Объединение их в «Итальянскую компанию». Учреждение Сухопутного шляхетного кадетского корпуса. Жан Батист Ланде и первая балетная труппа. Развитие любительских постановок.

С 1731 в России появляется постоянно действующий придворный театр, представленный первоклассными европейскими труппами. Актера – была полная труппа итальянской комедии дель арте во главе с «директором» Томазо Ристори.

В начале 1733 года приехала новая труппа комедии дель арте под руководством знаменитого актера Джиованни Антонио Сакки (создавшего образ-маску Труфальдино, сам Гольдони считал его великим). Именно от нее остались сценарии комедий дель арте, переведенные и изданные на русском языке.

В нач 1735 прибыла новая итальянская труппа под рукводством Франческо Арайя. Всех артистов объединили в «Итальянскую кампанию», по сути, с момента своего основания, она заняла место, которое будет впоследствии занимать Дирекция императорских театров, может считаться ее предшественницей.

Итальянские труппы развивали навык восприятия итальянских спектаклей и стимулировал «доморощенные» любительские представления.

В 1732 указом императрицы учрежден Сухопутный шляхетный кадетский корпус – привилегированное учебное заведение для детей дворян, называвшая не иначе как Рыцарская академия. Молодых людей намеревались всесторонне образовывать и наводить на них светский лоск. Кроме общеобразовательных предметов преподавали музыку, танцы, рисование, фехтование. Один из танцевальных мастеров – Жан Батист Ланде. В сентябре 1737 подал Анне Иоанновне челобитную с прошением организовать танцевальную школу, где будет обучать молодых людей и девушек танцевальному мастерству. В январе 1738 взят на придворную службу балетмейстером в итальянскую компанию. Так появилась первая русская балетная труппа.

Любительские спектакли (при дворах) (не только при царском дворе, но и дворянских) как редкое явление в России возникли в нач XVIII в. Во времена Анны Иоанновны художественный и профессиональный уровень русских любительских придворных комедий значительно повысился. Во-первых, под влиянием спектаклей итальянцев, во-вторых, благодаря непосредственному участию иностранных мастеров в организации «русских комедий»(например, в нач 1740 к русскому двору была приглашена драматическая немецкая труппа под руководством Каролины Нейбер, выдающейся актрисы и реформатора немецкой сцены, боролась за высоколитературный, в частности классицисткий репертуар), в-третьих, Анна Иоанновна собирала незаурядных талантливых русских исполнителей для участия в русских любительских спектаклях. Известный – Балакирев, состоявший шутом при императрице, привлекались учащиеся кадетского корпуса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: