Иностранные гастролеры

Весной 1723 в Петербурге появилась труппа немецких комедиантов под руководством Манна, для чего соорудили новый «деревянный комедиантский дом» на Мойке, где они играли до 1725, до смерти Петра.

Театр первой трети 18 в. Представления кукольников, иностранных и своих, занимали в тогдашней театрально-зрелищной панораме России одно из значительных мест и являлись едва ли не самыми популярными у русских зрителей всех слоев. Спектакль представлял собой тип представления «долитературного театра» с установкой «на зрелище». Чаще всего это были небольшие пьески или сценки в духе комедии дель арте. Одной из первых таких трупп была труппа Яна Сплавского.

Школьный театр (нач XVIII - сер XVIII в)

Родоначальник – Симеон Полоцкий. Остановка царя в селе Полоцком. Приглашение Полоцкого в Москву. Две пьесы Полоцкого. Расцвет школьного театра – нач 18 в. Зарождение школьного театра в Западной Европе. Цель. Путь в Россию, нач 18 века – Славяно-греко-латинская академия. Признаки школьных пьес: абстрактность и аллегоричность, отсутствие индивидуализации. Главная цель – назидательная. Расчерченный планшет сцены. Интермедии и интерлюдии между действиями. Два школьных театра в нач 18 в – Слав-грек-лат академия и госпиталь. Особенность школьного театра: широкое распространение, связь с придворным театром. Просуществовал до сер 18 в, до расцвета трупп «охотников».

В царствование Алексея Михайловича, параллельно с придворным театром. Родоначальник – ученый-монах из Белорусси Симеон Полоцкий. Во время польского похода в 1656 Алек Мих остановился в селе Полоцком, где его приветствовали декламацией, сочиненной Полоцким, поэтический дар Полоцкого привлек царя, в 1660 пригласил в Москву для обучения царских детей. Потом обучал подьячих при Спасском училищном монастыре, где потом по его проекту организуют Славяно-греко-латинскую академию. Полоцкий написал 2 пьесы: «О Навходоносоре царе», «Комедия притчи о блудном сыне». Обе пьесы были поставлены.

Но расцвет школьного театра позже – в начале XVIII века.

Появился в Западной Европе в XII веке, организован в духовных учебных заведениях, цель – облегчить усвоение учащимися латинского языка (на нем велось преподавание и служба) и запоминание библейских сюжетов, кот были основой всех школьных пьес, помогали в освоении ораторского искусства, необходимого для будущей духовной карьеры.

Школьный театр из Польши проник на Украину и в Белоруссию, а в кон XVII века в Россию, распространившись в нач XVIII века в духовных семинариях, прежде всего в старейшей Славяно-греко-латинской академии, открывшейся в 1685 г. Представления помогали развитию умения воздействовать на людей словом и манерой поведения.

Признаки школьных пьес: абстрактность и аллегоричность, гл действующие лица – Время, Мир, Смерть, Злость, Смирение, Истина, Милость Божия. Единичный человек в драме выступал только как носитель к-л общих черт, качеств, достоинств или недостатков, без какой бы то ни было индивидуализации.

Главная цель была назидательная, для внушения добродетели и нравственности.

Все, что разыгрывалось, имело свое определенное место на планшете сцены. Он был расчерчен продольными и поперечными линиями, чтобы учащимся было легче ориентироваться, и имел наклон к зрителям.

Между определенными явлениями серьезной драмы разыгрывались импровизированные комические сценки (интермедии или интерлюдии), которые повторяли основной мотив, но с юмором и озорством, что вносило оживление и отдых от долгой нравоучительной драмы.

В нач XVIII века в Москве сущ-ло 2 школьных театра: в стенах Славяно-греко-латинской академии и в стенах вновь открывшегося Хирургического госпиталя, кот служил одновременно медицинским училищем.

Особенность школьного театра: злободневность представлений (находили отклики современные политические события и ситуации), широкое распространение и тесная связь с придворным театром, с демократическим любительским, а затем полупрофессиональным театром.

Просуществовал до сер XVIII в, до расцвета любительских и полупрофессиональных трупп «охотников» (многие семинаристы пополняли труппы охотников).

Школьный театр опирался на русскую школьную драму.

Очаг формирования русского школьного театра – слав-грек-лат академия. Исполняла требования Петра о отражении политических событий современности, осуществила ряд постановок посвященных военным успехам России.

Драматургия сохраняла связь с библейскими и евангельскими образами. Но эта традиционная религиозная форма вмещала новое, светское, политически злободневное содержание. «Страшное изображение второго пришествия господня на землю» (1702) – Макс Роксоланский – олицетворяющий Петра и Россию. «Торжество мира православного» - на взятие шведской крепости Нотебурга, Орешка (1703).

Смысл представлений разъяснялся надписями, сопровождавшими появление персонажей.

В школьных действах не только прославлялись военные победы Петра, но и развивалась тема греховности неповиновения властям.

Из спектаклей школьного театра госпитального театра значительно представление «Слава Российская», написанное учеником Хирургической школы Федором Журовским. Панегирическое представление, воспевающее укрепление Русского гос-ва. Религиозная тема отсутствует, ее сменяет политическая. Библейские образы заменены мифологическими: Марс, Купидон, Нептун и политическими аллегориями: Россия, Турция, Швеция, Персия, Польша. Выражал идеологию господствующего класса дворнской империи.

Хирургическая школа была светским и одним из самых демократичнских учебных заведений страны. Из всех театров того времени этот был наиболее близок широким кругам населения.

Наиболее значительное произведение школьной драматургии начала 18 в. – трагикомедия «Владимир, славянороссийских стран князь и повелитель, от неверия тьмы в свет евангельской приведенный духом святым» Феофана Прокоповича (1681-1736). Попытка создания исторической драмы. Защита разума и просвещения, стремление к ясности и четкости формы – предшественница драматургии русского классицизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: