Политическая трагедия конца 18 в

Ранние комедии Крылова

Продолжал традиции комедий Фонвизина.

1800 – «Трумф, или Подщипа»

Шутотрагедия. напсиана в царствование Павла I, осмеивала установленный им милитаристский режим, подражание военно-полицейской прусской монархии. Сатира на русское самодержавие и тупую военщину прусского образца.

В то же время пародирует классическую трагедию с ее идеальными монархами, конфликтом чувства и долга, приподнято-патетическим возвышенным стилем.

Сказочное русское гос-во., которым правит придурковатый Вакула. Трумф – немецкий принц сватается к дочери его Подщипе. Получает отказ, нападает на царство Вакулы. Царь начинает готовиться к войне. Тем временем Трумф врывается в город, съедает царский обед, выбивает окна, разжалывает генералов в конюших и капралов, царя спихнул с престола. Вакула за корону согласен отдать за него Подщипу. Но она оказывается любит князя Слюняя. В душе героини – чувство любви и сознание долга. Она решает умереть, чтобы не разлучаться и на том свете с Слюняем. Но Слюняй не соглашается ни броситься из окна, ни утопиться, ни зарезаться.

Царь спрашивает совета у бояр как избавиться от Трумфа, но один из бояр слеп, вторйо нем, третий стар и едва дышит. Ни они, ни Слюняй, ни гофмаршал Дурдуран, изощряющийся в придумывании новых налогов не могут бороться с военщиной. Спасает царство цыганка, подсыпав солдатам Трумфа чихательный порошок и слабительное. Солдаты и Трумф сдаются в плен. Вакула приказываеттнарядить Трумфа франтом и заставляет в своем прусском наряде в царском дворце плясать казачка. Подщипа и Слюняй идут под венец.

В теч 60-90-х гг 18 в продолжает развиваться русская классическая трагедия. Обличение монарха-тирана, вопрос о правах граждан – эти проблемы политической трагедии приобретали большую актуальность в обстановке усиливающегося антифеодального движения.

Княжнин Вадим Новгородский – 1789

Вершина развития русской класс трагедии 18 в.

Вадим возвращается в Новгород из длительных военных походов со своей дружиной. В его отсутствие новгородские вельможи затеяли междоусобицу, угрожавшую свободе Новгорода. Посадник Гостомысл не в силах справиться с междоусобием вельмож призывает на помощь варяжского князя Рурика. Восстановив спокойствие, Гостомысл умирает, завещав народу подчиняться Рурику. Народ видел в нем спасителя и покорился. Но свободолюбивый Вадим решает свергнуть самодержавную власть, поднимают восстание против Рурика. Народ не поддерживает, восстание подавлено. Рурик проявляет милосердие: готов помириться и разделить с Вадимом власть. Вадим отказывается, готов добровольно отказаться от власти, если народ даст такое согласие. Народ просит остаться князем Рурика. Вадим не жлает быть «рабом», закалывается.

Нет прямолинейного противопоставление полож и отриц персонажей как в кассич трагедиях. Оба честные и добродетельные герои. Вадим борется не против монарха тирана, а против самого принципа самодержавия. Мысль: самодержавие является злом независимо от личных человеческих качеств монарха.

Год нчала франц революции – сначала принята для постановки в питер театр, но потом он отказался от постановки, тк опасался, как прозвучит в напряженной политической обстановке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: