double arrow

Культура России в начале XX в


Развитие российской культуры в начале XX в. отмечено выдающимися достижениями во всех ее областях. Взлет культуры стал возможен благо­даря преемственности в ее развитии и прочными национальными корнями.

Образование и наука. В начале XX в. структура образования была той же, что и во второй половине прошлого века. По прежнему не был решен вопрос с обеспечением всеобщего начального обучения, около К) млн. детей оставались вне школы. К 1917 г. около 25% мужского населения стра­ны оставалось неграмотным. Еще выше этот пропет был среди женско­го населения. Несомненными успехами было отмечено развитие высше­го образования. Накануне первой мировой войны в России было 10 уни­верситетов и ПО других высших учебных заведений, в которых в общей сложности обучалось 130 тыс. студентов и работало 5 тыс. профессоров и преподавателей. В 1898—1916 гг. высшие учебные заведения подготовили 151-тыс. специалистов.

Большое воздействие на русскую науку оказывала индустриализация промышленности. В начале XX в. были сделаны выдающиеся открытия в физике, математике, биологии, химии и других отраслях науки. Физик. Н. Лебедев прославился своим учением о световом давлении. Физио­лог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об ус­ловных рефлексах. Крупные открытия в области химии были сделаны И. А. Каблуковым и Н. Д. Зелинским. Знаменитый ботаник К. А. Тими­рязев внес большой вклад в теорию видов. Огромный шаг вперед сделала механика, в первую очередь, благодаря Н. Е. Жуковскому — основателю теоретической и экспериментальной аэромеханики У истоков космонав­тики стоял К. Э. Циолковский создавший ряд блестящих трудов, обос­новавших возможность полета в космос. Всему миру стали известны гео­графические открытия русских ученых. В. К. Козлов исследовал Монго­лию и Тибет. Г. Я. Седов изучил устье реки Колымы, а в 1912—1914 гг. пред­принял экспедицию к Северному полюсу. Фундаментальными трудами было ознаменовано развитие исторической науки. Были изданы «Курс рус­ской истории» В. О. Ключевского, лекционный курс С. Ф. Платонова и т. д.




Литература. Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов оставались вер­ными в своем творчестве методу критического реализма. Л. Н. Толстой в романе «Воскресение» решает проблемы современности в социальном и философском аспектах. Судьба русской интеллигенции представлена в пьесах А. П. Чехова — «Три сестры», «Вишневый сад», в рассказе «Невес­та». Книга очерков «Бытовое явление» В. Г. Короленко отразила реаль­ные факты «правительственной оргии» казней. В начале XX столетия про­должилось развитие уникального по своему богатству оттенков так назы­ваемого «декадентского направления» в русской литературе. «Серебряным веком»„отечественной поэзии стало творчество целой плеяды гениальных русских поэтов — А. А. Блока, В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, А. А. Ахма­товой, И. Северянина, С. А. Есенина, К. Ф. Бальмонта, О. Э. Мандельштама, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой.



Искусство. Реалистические и демократические традиции в русской живописи продолжали И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. И. Е. Репин совместно с Б. М. Кустодие­вым и И. С. Куликовым создал большое портретное полотно «Торжест­венное заседание Государственного совета», много работал в жанре исто­рической живописи и др. В. И. Суриков написал монументальные исто­рические полотна «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова че­рез Альпы» и др. Эстетической программой художественного объединения «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, С. П. Дягилев, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, Л. С. Бакст и др.) было преображение жизни искусством, золотой фонд изобразительного искусства вошли полотна М. А. Врубеля, Б. М. Кустодиева, И. Я. Билибина. По отзывам современников, «истинно сказочными красками» была написана Врубелем картина «Демон поверженный».

Пoдъeм тeaтpaльнoгo искусства связан с именами К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Ф. Комиссаржевской. На сцене Московского Художественного театра (создан в 1898 г.) шли пьесы Чехова, Толстого, Горького. В нем формировалось творческое лицо замечательных актеров В. И. Качалова, И. М. Москвина, О. Л. Книппер-Чеховой. В Малом театре продолжалась сценическая деятельность замечательной драматической актрисы М. Н. Ермоловой.



Новым и весьма влиятельным видом искусства стал для России кинематограф. С 1903 г. стали открываться стационарные «иллюзионы», а к 1914 г. было построено около 4 тыс. кинотеатров. Первое русское кинопредприятие А. Дранкова и А. А. Ханжонкова организовано в 1907— 1908 гг., а в 1911 г. вышел первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя».

Музыкальное искусство было представлено творчеством композитором И. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина и др. Римским-Корсаковым были написаны оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой пету­шок», «Царская невеста» и др. шедевры. Вторая симфонии Рахманинова была воспринята слушателями как отражение бурных общественных со­бытий начала 1900-х гг. Богатством музыкальных средств выражения были отмечены симфонии Скрябина «Поэма экстаза» и «Прометей».

Всемирную известность завоевал русский балет. Балетмейстеры - реформаторы А. А. Горский и М. М. Фокин выдвинули принцип о живописно­сти. Их балеты оформляли К. А. Коровин, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст и др. В спектаклях выступали А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский. С 1909 г. в Париже начались гастроли русского балета — «Русские сезо­ны», организованные С. П. Дягилевым.

Архитектура. На рубеже веков в условиях бурно развивающегося инду­стриального общества сложился новый архитектурный стиль — модерн с характерной для него асимметрией и закругленностью линий, свободной планировкой и пластичностью форм, единством декора и интерьера, кра­сочными панно, мозаикой и цветными витражами, усиливающими жи­вописный эффект здания. Поиски нового были характерны и для неорус­ского стиля, который проявился в основном в церковных и крупных об­щественных сооружениях. Ему были свойственны стилизованное воспро­изведение древнерусских храмов, подчеркнутое обыгрывание отдельных деталей барокко, свобода трактовки исторических мотивов. Наконец, для стиля неоклассицизма были характерны подчеркнутая монументальность, парадность, строгая симметрия и предельная выразительность декоратив­ной отделки.

Разнообразие и богатство культуры России начала XX в. отразили слож­ность и противоречивость ее общественного развития.







Сейчас читают про: