Развитие российской культуры в начале XX в. отмечено выдающимися достижениями во всех ее областях. Взлет культуры стал возможен благодаря преемственности в ее развитии и прочными национальными корнями.
Образование и наука. В начале XX в. структура образования была той же, что и во второй половине прошлого века. По прежнему не был решен вопрос с обеспечением всеобщего начального обучения, около К) млн. детей оставались вне школы. К 1917 г. около 25% мужского населения страны оставалось неграмотным. Еще выше этот пропет был среди женского населения. Несомненными успехами было отмечено развитие высшего образования. Накануне первой мировой войны в России было 10 университетов и ПО других высших учебных заведений, в которых в общей сложности обучалось 130 тыс. студентов и работало 5 тыс. профессоров и преподавателей. В 1898—1916 гг. высшие учебные заведения подготовили 151-тыс. специалистов.
Большое воздействие на русскую науку оказывала индустриализация промышленности. В начале XX в. были сделаны выдающиеся открытия в физике, математике, биологии, химии и других отраслях науки. Физик. Н. Лебедев прославился своим учением о световом давлении. Физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. Крупные открытия в области химии были сделаны И. А. Каблуковым и Н. Д. Зелинским. Знаменитый ботаник К. А. Тимирязев внес большой вклад в теорию видов. Огромный шаг вперед сделала механика, в первую очередь, благодаря Н. Е. Жуковскому — основателю теоретической и экспериментальной аэромеханики У истоков космонавтики стоял К. Э. Циолковский создавший ряд блестящих трудов, обосновавших возможность полета в космос. Всему миру стали известны географические открытия русских ученых. В. К. Козлов исследовал Монголию и Тибет. Г. Я. Седов изучил устье реки Колымы, а в 1912—1914 гг. предпринял экспедицию к Северному полюсу. Фундаментальными трудами было ознаменовано развитие исторической науки. Были изданы «Курс русской истории» В. О. Ключевского, лекционный курс С. Ф. Платонова и т. д.
|
|
Литература. Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов оставались верными в своем творчестве методу критического реализма. Л. Н. Толстой в романе «Воскресение» решает проблемы современности в социальном и философском аспектах. Судьба русской интеллигенции представлена в пьесах А. П. Чехова — «Три сестры», «Вишневый сад», в рассказе «Невеста». Книга очерков «Бытовое явление» В. Г. Короленко отразила реальные факты «правительственной оргии» казней. В начале XX столетия продолжилось развитие уникального по своему богатству оттенков так называемого «декадентского направления» в русской литературе. «Серебряным веком»„отечественной поэзии стало творчество целой плеяды гениальных русских поэтов — А. А. Блока, В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой, И. Северянина, С. А. Есенина, К. Ф. Бальмонта, О. Э. Мандельштама, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой.
|
|
Искусство. Реалистические и демократические традиции в русской живописи продолжали И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. И. Е. Репин совместно с Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым создал большое портретное полотно «Торжественное заседание Государственного совета», много работал в жанре исторической живописи и др. В. И. Суриков написал монументальные исторические полотна «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и др. Эстетической программой художественного объединения «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, С. П. Дягилев, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, Л. С. Бакст и др.) было преображение жизни искусством, золотой фонд изобразительного искусства вошли полотна М. А. Врубеля, Б. М. Кустодиева, И. Я. Билибина. По отзывам современников, «истинно сказочными красками» была написана Врубелем картина «Демон поверженный».
Пoдъeм тeaтpaльнoгo искусства связан с именами К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Ф. Комиссаржевской. На сцене Московского Художественного театра (создан в 1898 г.) шли пьесы Чехова, Толстого, Горького. В нем формировалось творческое лицо замечательных актеров В. И. Качалова, И. М. Москвина, О. Л. Книппер-Чеховой. В Малом театре продолжалась сценическая деятельность замечательной драматической актрисы М. Н. Ермоловой.
Новым и весьма влиятельным видом искусства стал для России кинематограф. С 1903 г. стали открываться стационарные «иллюзионы», а к 1914 г. было построено около 4 тыс. кинотеатров. Первое русское кинопредприятие А. Дранкова и А. А. Ханжонкова организовано в 1907— 1908 гг., а в 1911 г. вышел первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя».
Музыкальное искусство было представлено творчеством композитором И. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина и др. Римским-Корсаковым были написаны оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Царская невеста» и др. шедевры. Вторая симфонии Рахманинова была воспринята слушателями как отражение бурных общественных событий начала 1900-х гг. Богатством музыкальных средств выражения были отмечены симфонии Скрябина «Поэма экстаза» и «Прометей».
Всемирную известность завоевал русский балет. Балетмейстеры - реформаторы А. А. Горский и М. М. Фокин выдвинули принцип о живописности. Их балеты оформляли К. А. Коровин, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст и др. В спектаклях выступали А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский. С 1909 г. в Париже начались гастроли русского балета — «Русские сезоны», организованные С. П. Дягилевым.
Архитектура. На рубеже веков в условиях бурно развивающегося индустриального общества сложился новый архитектурный стиль — модерн с характерной для него асимметрией и закругленностью линий, свободной планировкой и пластичностью форм, единством декора и интерьера, красочными панно, мозаикой и цветными витражами, усиливающими живописный эффект здания. Поиски нового были характерны и для неорусского стиля, который проявился в основном в церковных и крупных общественных сооружениях. Ему были свойственны стилизованное воспроизведение древнерусских храмов, подчеркнутое обыгрывание отдельных деталей барокко, свобода трактовки исторических мотивов. Наконец, для стиля неоклассицизма были характерны подчеркнутая монументальность, парадность, строгая симметрия и предельная выразительность декоративной отделки.
Разнообразие и богатство культуры России начала XX в. отразили сложность и противоречивость ее общественного развития.