double arrow

Политический строй России в начале XXв

XX век

На рубеже веков верховная власть в Российском государстве всецело и безраздельно (до 1906 г.) принадлежала императору — «монарху самодержавному и неогра­ниченному». По своему политическому строю Россия оставалась абсолют­ной монархией. Последним российским царем был Николай II, вступив­ший на престол осенью 1894 г. По отзывам современников, он не обладал яркими природными дарованиями, имел весьма средние интеллектуаль­ные способности и отличался безволием, однако, стремился к сохране­нию твердой монархической власти. Его мировоззрение представляло собой некую смесь бескрайнего абсолютизма с богословской мистикой и фатализмом. В январе 1895 г. в речи перед депутатами от земств Николай II назвал их ходатайства о том, чтобы «до высоты престола могли дости­гать выражения потребностей и мыслей народа», «бессмысленными меч­таниями» и заявил, что во всем будет следовать заветам своего отца — Алек­сандра III. Императрица Александра Федоровна (урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская) проявляла значительный интерес к госу­дарственным делам и оказывала определенное влияние на Николая И.

Ущерб императорской власти наносила «деятельность» при царской се­мье разного рода «колдунов и чародеев», окружавших Александру Федо­ровну. Среди них наиболее разрушительную роль сыграл безграмотный «старец» Григорий Распутин, с темным прошлым и скандальным образом жизни. Зловещая фигура Распутина олицетворяла разложение режима царской власти. Его убийство в 1916 г, встреченное всеобщим ликовани­ем, не изменило облик царской власти. Все большая часть общества при­ходила к выводу, что дело заключалось не в «распутинщине», а в самом императоре. Крах российской монархии был предрешен.

Важными структурами в системе государственного аппарата на рубеже XIX — XX вв. являлись: Собственная его императорского величества кан­целярия; Государственный совет (высший законосовещательный орган); Комитет министров (высшее административное учреждение); Правитель­ствующий Сенат (высший орган суда и надзора); Святейший Синод, осу­ществлявший руководство Православной церковью. Исполнительная власть осуществлялась 11 министерствами, деятельность которых отчас­ти координировалась Комитетом министров. Комитет не имел характера объединенного Совета министров, так как каждый министр отвечал лич­но перед царем, и выполнял его указания. Совет министров начал свою деятельность только в октябре 1905 г.

Среди центральных органов управления важнейшим ведомством было Министерство внутренних дел, что полностью соответствовало консер­вативному характеру политики царского самодержавия. Руководители Министерства внутренних дел И. Л. Горемыкин (1895—1899), Д. С. Сипягин (1900—1902), В. К. Плеве (1902—1904) играли роль «первых минист­ров» самодержавной России. Двое последних были убиты революционе­рами-террористами.

В начале 1905 г. по инициативе С. Ю. Витте было образовано Особое совещание, в которое входили министры и председатели департаментов Государственного совета для координации деятельности ведомств. Выс­шую власть на местах осуществляли губернаторы, являвшиеся фактичес­кими наместниками верховной власти. Всевластие чиновников и поли­ции на местах обрекало народные массы на гражданское и политическое бесправие.

В конце XIX — начале XX в. явственно обнаружилось, что политичес­кий строй России безнадежно устарел и не мог способствовать социаль­но-экономическому прогрессу страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: