XX век
На рубеже веков верховная власть в Российском государстве всецело и безраздельно (до 1906 г.) принадлежала императору — «монарху самодержавному и неограниченному». По своему политическому строю Россия оставалась абсолютной монархией. Последним российским царем был Николай II, вступивший на престол осенью 1894 г. По отзывам современников, он не обладал яркими природными дарованиями, имел весьма средние интеллектуальные способности и отличался безволием, однако, стремился к сохранению твердой монархической власти. Его мировоззрение представляло собой некую смесь бескрайнего абсолютизма с богословской мистикой и фатализмом. В январе 1895 г. в речи перед депутатами от земств Николай II назвал их ходатайства о том, чтобы «до высоты престола могли достигать выражения потребностей и мыслей народа», «бессмысленными мечтаниями» и заявил, что во всем будет следовать заветам своего отца — Александра III. Императрица Александра Федоровна (урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская) проявляла значительный интерес к государственным делам и оказывала определенное влияние на Николая И.
Ущерб императорской власти наносила «деятельность» при царской семье разного рода «колдунов и чародеев», окружавших Александру Федоровну. Среди них наиболее разрушительную роль сыграл безграмотный «старец» Григорий Распутин, с темным прошлым и скандальным образом жизни. Зловещая фигура Распутина олицетворяла разложение режима царской власти. Его убийство в 1916 г, встреченное всеобщим ликованием, не изменило облик царской власти. Все большая часть общества приходила к выводу, что дело заключалось не в «распутинщине», а в самом императоре. Крах российской монархии был предрешен.
Важными структурами в системе государственного аппарата на рубеже XIX — XX вв. являлись: Собственная его императорского величества канцелярия; Государственный совет (высший законосовещательный орган); Комитет министров (высшее административное учреждение); Правительствующий Сенат (высший орган суда и надзора); Святейший Синод, осуществлявший руководство Православной церковью. Исполнительная власть осуществлялась 11 министерствами, деятельность которых отчасти координировалась Комитетом министров. Комитет не имел характера объединенного Совета министров, так как каждый министр отвечал лично перед царем, и выполнял его указания. Совет министров начал свою деятельность только в октябре 1905 г.
Среди центральных органов управления важнейшим ведомством было Министерство внутренних дел, что полностью соответствовало консервативному характеру политики царского самодержавия. Руководители Министерства внутренних дел И. Л. Горемыкин (1895—1899), Д. С. Сипягин (1900—1902), В. К. Плеве (1902—1904) играли роль «первых министров» самодержавной России. Двое последних были убиты революционерами-террористами.
В начале 1905 г. по инициативе С. Ю. Витте было образовано Особое совещание, в которое входили министры и председатели департаментов Государственного совета для координации деятельности ведомств. Высшую власть на местах осуществляли губернаторы, являвшиеся фактическими наместниками верховной власти. Всевластие чиновников и полиции на местах обрекало народные массы на гражданское и политическое бесправие.
В конце XIX — начале XX в. явственно обнаружилось, что политический строй России безнадежно устарел и не мог способствовать социально-экономическому прогрессу страны.






