Древний египтянин и его язык


Мы уже говорили, что с юга естественным рубежом Египта являлись горные хребты и первые пороги Нила, с севера—Средиземное море; с запада и востока — пустыни. Греческий историк Диодор Сицилийский не без основания заметил, что «Египет со всех сторон защищен природой». Изолированность Египта создавала некоторые преимущества: Египет менее, чем другие древневосточные страны, подвергался разрушительным вторжениям иноземцев.
Но Египет не был изолирован полностью. На юге египтяне сталкивались с племенами эфиопов (или нубийцев).
К западу обитали племена воинственных ливийцев. На востоке и северо-востоке от Египта кочевали азиатские племена.
Со своими соседями древние египтяне поддерживали оживленные отношения, вели обмен, но часто имели место и военные столкновения.
Ко времени создания единого государства в долине Нила в основном образовалась единая египетская народность. Физический тип египтянина сложился в результате многотысячелетнего смешения различных племен, вытесненных в долину Нила. Египтяне были высокого роста, имели плотную фигуру, широкие прямые плечи, широкое лицо, толстоватый прямой нос, низкий лоб. У них была смуглая кожа, иссиня-черные прямые волосы и густые ресницы, черные миндалевидные глаза.

Поэтому древнеегипетский язык относят к семито-хамитической семье языков. Он просуществовал в Египте в течение многих тысячелетий и исчез как разговорный язык лишь к XVII веку, так как со времени завоевания Египта арабами в VII веке народным языком постепенно становится арабский.
В настоящее время население Египта представляет единую египетскую нацию. Она тесно спаяна общим языком, единством территории, общностью экономической жизни и общей культурой.
Но исторически современные египтяне являются потомками древних египтян, слившихся е арабами. Даже в физическом облике современного египтянина, особенно земледельца-феллаха, сохранилось много древнеегипетского. А в обычаях встречаются пережитки древней культуры, начало которой было заложено десятки тысяч лет назад.

"Речение Ипусера"

Интересным памятником древнеегипетской мысли является "Речение Ипусера" (начало XVIII в. до н.э.). Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи "Речение Ипусера" выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Ипусер недоволен, что "простолюдины страны стали богатыми", "руководимые стали собственниками рабов", а "собственники богатств стали неимущими". Простолюдинов, ставших богачами, Ипусер именовал разбойниками, грабителями.

Ипусер стремился прежде всего к возрождению деспотически-бюрократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. "Идеальный деспот", по мнению Ипусера, не должен был допускать междоусобий в стране, насилия, экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все должности, наладить систему трудовых повинностей, посредством которой происходит строительство пирамид и устройство водохранилищ, укрепить боевую мощь страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: