Государственное управление

Создание огромной империи, включившей множество завоеванных стран, усложнение хозяйственной жизни, в которую постоянно вмешивалось государство, сложность социальных взаимоотношений — все это поставило перед государственным аппаратом ряд новых задач и вызвало его существенную перестройку. С усложнением функций и объема государственного управления увеличилась численность чиновничества, подразделявшегося на многочисленные звенья; была установлена четкая иерархия подчинения, подробно регламентировались должностные обязанности. Сохранилась инструкция верховного сановника (везира) фараона Тутмоса III Рехмира, в которой показан сложный аппарат управления древнеегипетским государством.

Согласно этому документу, государственный аппарат в эпоху XVIII династии делился на несколько звеньев. Во главе государства стоял центральный аппарат управления, сосредоточенный в столице и подчиненный высшему сановнику везиру. Он делился на несколько палат или ведомств, которые возглавлялись начальником казны, главным домоправителем (податное ведомство, сбор налогов), заведующими пашнями, начальниками над скотом. Среди других сановников, возглавлявших центральные ведомства, были: начальник приемного чертога, заведующий судебным присутствием, глава военной палаты. При особе везира находилось 10 верхнеегипетских сановников, видимо, возглавлявших собственные канцелярии. Каждая палата представляла собой обширный штат писцов, секретарей, курьеров, со своей системой подчинения.

Следующим звеном был аппарат региональной администрации. В инструкции Рехмира говорится о том, что везир назначал чиновников, возглавлявших управление четырьмя большими административными регионами. «Это он [везир.] будет назначать исполняющих должности сановников Верхнего и Нижнего Египта, южной части Верхнего Египта (столичного округа во главе с Фивами) и Тинитской области (район Абидоса и, возможно, прилегающих к нему областей). Они будут докладывать ему обо всем случившемся у них каждые четыре месяца. Они будут доставлять ему записи от себя и своих присутствий». Иначе говоря, управители четырех административных объединений имели каждый под своим началом по нескольку ведомств-присутствий, которые скорее всего копировали структуру центральных учреждений. Выделение этого регионального звена способствовало большей централизации государственного управления в целом, преодолению традиционного в Древнем Египте сепаратизма номовой знати, которая издавна располагала властью и влиянием в номах.

Однако в период Нового царства центральному правительству удалось вытеснить наследственную номовую знать и из аппарата номового управления. Как показывает инструкция Рехмира, «местные князья», т. е. представители номовой знати, должны были получать утверждение на свои посты из рук везира, иначе говоря, были поставлены под его строгий контроль. Более того, центральное правительство ввело должности градоправителей в крупные города, которые назначались из центра и, естественно, ограничивали власть местных номархов. Управление в номах, видимо, строилось в целом по образцу центральной администрации и состояло, в свою очередь, из соответствующих палат (хотя в номах их было меньше) со своим штатом чиновников. Следующим было звено окружного управления, ведавшего делами более мелких административных единиц, на которые делился ном. И наконец, самым низшим подразделением аппарата было управление в деревнях и поселениях, подчинявшихся окружному начальству.

Весь этот обширный и иерархически организованный аппарат подчинялся верховному сановнику-везиру, верному слуге обожествленного фараона, что обеспечивало строгую централизацию и тщательный контроль за армией чиновников. «Это он (везир) будет посылать окружных чиновников проводить обнесенные плотинами каналы во всей стране. Это он будет посылать местных князей и градоправителей по поводу урожая летом. Это он будет назначать начальников (чиновников) шенту в палате дворца. Это он будет слушать местных князей и градоправителей, отбывших его именем из Верхнего и Нижнего Египта. Ему будут докладывать все дела. Ему будут докладывать о состоянии крепостей юга и каждый арест человека, который будет грабить. Это он будет делать для каждой области и это он будет слушать о нем. Это он будет посылать воинов и писцов выполнять распоряжения владыки. Документ области будет находиться в его палате, чтобы можно было слушать дела о любых пашнях. Он будет устанавливать границы области, каждого пастбища, каждого храмового хозяйства, каждого владения».

В период Нового царства одной из важных задач стала организация управления на завоеванных обширных территориях на юге, в Нубии, и на севере, в Азии. В прежние времена египтяне ограничивались, лишь сменой местных князей или изъявлением покорности прежнего правителя. Систематическая эксплуатация завоеванных стран требовала создания постоянной египетской администрации. Так, южными территориями управляло специальное ведомство во главе с сановником, который занимал третью ступень в государственной иерархии, носил почетный титул «царский сын Куша» и иногда действительно являлся представителем царского дома. Для управления захваченными областями в Азии по примеру Нубии была создана египетская администрация во главе с наместником «северных стран».

При наместниках находился штат провинциальных чиновников (писцов, доверенных, курьеров, военных командиров и др.). Царские наместники опирались на египетские гарнизоны, расставленные в крепостях и крупных городах, а также на местных правителей, лояльность которых была известна египетским властям. Однако влияние царской администрации во внеегипетских владениях никогда не было сильным, и это создавало основу для сепаратизма и стремления к отделению захваченных территорий. Как только ослабевала военная мощь Египта, местные правители сразу же начинали проводить независимую политику.

Итак, в эпоху Нового царства в Египте был создан обширный и мощный государственный аппарат, который обеспечивал управление огромной державой и сложной частью египетского общества, умело защищая интересы господствующих классов.

Время от 1085 г. до н. э. (конец Нового царства) до середины X в. до н. э. получило наименование III Переходного периода (XXI династия). Политический распад государства, тяжело повлиявшие на Египет нападения внешних врагов — «народов моря», ливийцев — в конце Нового царства заставили его в начале I тысячелетия до н. э. не только отказаться от осуществления имперских планов в Азии и Африке, но более того — превратили его самого в объект завоевания со стороны усилившихся соседей — ливийцев, эфиопов, а затем могущественных азиатских держав: Ассирийской и Персидской.

Возросший напор ливийцев на Египет удалось еще при Рамессидах приостановить и направить отчасти в своих интересах: фараоны стали брать в свое войско в качестве наемников ливийских воинов, славившихся своими боевыми качествами и храбростью. В начале X в. до н. э. ливийцы, получавшие за службу в армии, полиции и личной гвардии фараона земельные участки, натуральные и денежные вознаграждения, буквально наводнили Дельту. Египтяне обычно называли их Ма или «машаваша» по имени одного из наиболее известных ливийских племен. Во главе отрядов ливийских воинов стояли военачальники, именовавшие себя «великими вождями Ма», «великими князьями», правителями искойных и вновь основанных египетских городов и поселений, а часто и жрецами-первосвященниками традиционных египетских культов. Стремясь укорениться в Египте, знатные ливийские роды воспринимали египетскую культуру и религиозные верования египтян, устанавливали родственные связи с египетскими вельможами и даже царским домом.

Результатом этой политики было восшествие на престол ок. 950 г. до н. э. представителя одного из знатных1 ливийских родов Шешонка I, основавшего ТХХП Ливийскую династию (ок. 950—730 г. до н. э.). Он добивается легитимизации своей власти женитьбой своего сына на дочери последнего фараона XXI династии, а другого своего сына посылает первосвященником Амона в Фивы. Основатель новой династии избрал и новую столицу — город Бубастис в Дельте, в связи с чем эту династию называют также династией Бубастидов.

Объединение страны позволило Шешонку I активизировать ее внешнюю политику, прежде всего в азиатском направлении. Вмешавшись в палестинские дела, в конфликт между израильским и иудейским царскими родами, Шешонк I ок. 930 г. до н. э. вторгся в Иудею, взял Иерусалим, большое количество городов и населенных пунктов Иудеи и захватил богатые трофеи. Успехи в Азии подтолкнули египетского царя и на возобновление захватнической политики в южном направлении: в его надписях упоминается дань из Нубии.

Шешонк и его преемники вели обширное строительство в стране: воздвигались царские дворцы в Бубастисе, была построена военная крепость близ Фаюма, в Танисе сооружались каменные погребальные склепы для представителей династии. Но особенно большой размах приобрело строительство храмовых сооружений, в первую очередь в Фивах, где Шешонк I воздвиг «двор Бубастидов» и западный пилон карнакского храма, высек рельефы на сюжеты палестинского похода и надписи.

Социальной опорой Бубастидов были воины и жречество. В свою очередь, они оказывали большую поддержку в виде земельных дарений, богатых жертвоприношений известным египетским религиозным центрам: Мемфису, Гераклеополю и Абидосу. Особенно настойчиво добивались фараоны XXII династии утверждения своей власти в Фивах, но там не раз возникали смуты, ставившие под угрозу признание их в качестве верховных жрецов.

Постепенно государство Бубастидов ослабевало. На внешнеполитической арене Египет не смог оказать действенной помощи Дамасской коалиции сиро-палестинских правителей, которые пытались противостоять натиску Ассирии. В битве при Каркаре (в Сирии) в 853 г. до н. э. участвовал лишь небольшой отряд египтян, вместе с союзниками потерпевший поражение от ассирийцев.

Внутри страны росла децентрализация, и сама династия распалась на ветви, обосновавшиеся в различных городах: Бубастисе, Мемфисе, Гераклеополе. Около 817 г. до н. э. правитель Таниса объявил себя царем всего Египта и начал новую, XXIII династию. Она была также ливийской по происхождению и правила параллельно с захиревшей XXII династией вплоть до 730 г. до н. э., когда раздробленный Египет стал легкой добычей новых завоевателей, пришедших из Нубии.

Завоевание Египта Кушем. На территории Куша (Нубии) к VIII в. до н. э. образовалось самостоятельное государство со столицей в городе Напата, который был расположен в районе IV порога, на торговых путях, вблизи мест золотодобычи. В нем был построен храм Амона, близ города находились царские некрополи, где по египетскому образцу, в пирамидах, погребались тела покойных кушитских правителей, носивших традиционные титулы фараонов и поклонявшихся египетским богам, из которых самым почитаемым был Амон.

К середине VI в. до н. э. политический центр царства переместился из Напаты в Мероэ — город между V и VI порогами Нила, выгодно расположенный в районе скрещивания караванных торговых путей. Здесь же находились железорудные месторождения. Напата же осталась религиозным центром, местом коронации и погребения царей.

В экономике Напатско-Мероитского царства видное место занимали охота и скотоводство. Земледелие из-за малого плодородия почв развивалось вяло. Важным достижением стала выплавка железа. Значительную роль играла речная и караванная торговля с Египтом. Северному соседу везли слоновую кость, золото, драгоценные камни, благовония, ценные породы дерева, темнокожих рабов, экзотических животных.

В середине VIII в. до н. э. напатский правитель Кашта воспользовался нестабильной ситуацией, сложившейся в Египте, и совершил успешный поход на его территорию. Кроме того, он добился причисления своей дочери к сложной иерархии фиванского жречества в качестве верховной жрицы, так называемой супруги бога (т. е. Амона). В Фиваиде были оставлены и кушитские военные отряды. Все это позволило кушитским царям утвердиться в своих претензиях на Египет, и когда последний стал объединяться под властью правителя Саиса — Тефнахта, сын Кашты — Пианхи двинул на борьбу с ним как воинские отряды, базировавшиеся в Фиваиде, так и свежие силы непосредственно из Напаты. Кушитский царь одержал перевес в сражениях близ Фив и Гераклеополя, осадил и взял Гермополь и победил в решающей битве за Мемфис. Ему выразили покорность не только номархи побежденных им номов, но и представитель XXIII династии и сам мятежный Тефнахт.

Однако уход Пианхи в Напату вскоре позволил Тефнахту провозгласить себя царем и начать тем самым XXIV династию, которая имела всего одного продолжателя — его сына Бакенранфа (или Бокхориса, как называли его греки). Социальная атмосфера в Египте этого времени была резко накалена. Разрастание крупного землевладения, базировавшегося на скупке земель и рабов у средних и мелких землевладельцев, разорение общинников, попадавших в кабалу к ростовщикам, бравшим 100 % годовых или забиравшим в рабство своих должников,— все это требовало от центральной власти принятия радикальных мер. Тефнахт издал закон против роскоши. Бокхорису же принадлежит закон, который запрещал лишать свободы должников и разрешал брать как обеспечение долга лишь их имущество, а также уменьшал и регламентировал процент на взятую взаймы сумму.

Царь-реформатор утверждал, что каждый египтянин — раб царя, его воин и земледелец, а не раб другого египтянина. Совершенно очевидно, что введение этого закона было продиктовано государственными интересами. Его целью было возродить армию, обеспечить царскую казну налогами, а выполнение необходимых общественных работ — рабочей силой.

Всего 6 лет правил фараон-реформатор, чья власть, видимо, простиралась на Дельту и часть Среднего Египта. Около 715 г. до н. э. новый поход на Египет предпринял преемник Пианхи — Шабака, который, по сведениям Манефона, сжег Бокхориса заживо. Египет был окончательно покорен кушитскими фараонами, правившими им с 715 до 664 г. до н. э. (XXV Эфиопская династия. Древние греки называли кушитов эфиопами). Египет и Куш были объединены в одно государство.

За время своего 15-летнего правления Шабака старался удержать Египет в повиновении мирным путем. Поэтому своей резиденцией он избрал древний, почитаемый в стране Мемфис, оказывал всемерную поддержку жречеству бога-покровителя Птаха и в то же время утверждал кушитское влияние в Фивах, включив своих детей в состав высшего жречества Амона и возведя в священном городе монументальные храмовые постройки. Внешняя политика Шабаки была очень осторожной. С Ассирией, утверждавшей свое господство на восточно-средиземноморском побережье, он старался не вступать в конфликты. Возможно даже, что между двумя государствами был заключен договор, о чем свидетельствует найденный в царском дворце в Ниневии, столице Ассирии, оттиск на глине двух печатей: одна — царская ассирийская, другая — египетская, с именем и изображением Шабаки. Эта булла скрепляла какой-то важный документ, вероятно, написанный на папирусе или пергаменте, который истлел или сгорел. Там же найдены разнообразные ценные египетские изделия — возможно, египетские дары ассирийскому союзнику.

Ассирийцы в Египте. Превращение Ассирии в могущественную переднеазиатскую державу продвигало ее все ближе к границам еще не покоренного Египта и делало столкновение между ними неминуемым. Подавив восстания на восточносредиземноморском побережье и заставив арабские племена обеспечить его войско верблюдами Х1я перехода через знойную пустыню, ассирийский царь Асархаддон после двух походов в 674 и 671 гг. до н. э. покорил Египет. Боровшийся с ассрийцами кушитско-египетский царь Тахарка бежал на родину. Египет был разделен между 20 местными правителями — номархами, которых ассирийцы называли царями. Они были поставлены под контроль ассирийской военной и гражданской администрации. Асархаддон именовался «царем царей» Верхнего и Нижнего Египта и даже Куша.

Господство ассирийцев над Египтом продолжалось 15 лет (671—655 гг. до н. э.). Дважды за это время покоренная страна восставала. Оба раза в восстаниях активно участвовал Тахарка, пытавшийся вернуть Египет кушитской короне. В 663 г. до н. э. ассирийцам пришлось вести войну с преемником Тахарки — кушитским царем Тану-тамоном, также пытавшимся отвоевать у них Египет. Одержав победу над кушитами, ассирийцы положили конец правлению XXV Эфиопской династии в Египте. Свою опору ассирийские цари видели в тех царьках и князьях, которые правили отдельными номами и были обязаны ассирийцам освобождением от власти кушитских фараонов. Некоторые правители (например, Саиса) пользовались у ассирийцев авторитетом и привилегиями, хотя порой бывали замешаны в антиассирийских выступлениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: