double arrow

Романская архитектура в Англии

Романская скульптура Испании

Скульптурные изображения сосредотачивались в Испании на важнейших наружных компартиментах здания – на обрамлениях дверных проемов, на капителях колонн, на угловых опорах клуатров. Твердые породы камня, в которых были вынуждены работать испанские скульпторы, предопределили склонность ваятелей к обобщенным формам и сглаженным переходам; мелкие членения, складки передавались на поверхности камня тонкими графическими линиями.

Крупнейшим памятником рубежа XI и XII веков стало скульптурное убранство монастыря Санто Доминго де Силос в провинции Бургос. Оно включает динамичный декор капителей и крупные рельефы со сценами евангельского цикла страстей. В «Снятии со креста» движения персонажей замедлены, лица отрешены, Мария оцепенела от гор. Чеканной строгостью отличается рельеф с изображением явления Христа ученикам. Выразителен и экспрессивен декор капителей собора в Хаке. Отправной точкой для мастеров послужили рельефы римских саркофагов.

В ХII веке расширилась тематика изображений на порталах. Весь западный фасад каталонской церкви Санта Мария в Риполе занимают 6 фризов рельефных изображений, которые были призваны утвердить триумф церкви, представить важнейшие библейские сцены.

Другая тенденция испанской скульптуры ХII века проявила себя в стремлении изображать драматически насыщенные сюжеты, сильные душевные порывы и страдания, сообщать динамику композициям и орнаментам.

Вершиной романской пластики стал «Портик славы» в соборе Сантьяго – де – Компостела. Он был создан 1168/88 годах мастером Матео. Матео усвоил основы бургундской пластики, ему были известны особенности скульптурных порталов Иль – де – Франс. «Портик славы», внушительное трехпролетное сооружение, богато украшен скульптурой. Здесь царит патетика драматических контрастов: низкие колонны удерживают огромный тимпан, плотные фигуры соседствуют с буйным растительным орнаментом, иератическая репрезентативность поз – с угловатой скованностью движений, патриархальная мудрость – с юношеским лиризмом. Статуи, обрамлявшие портал еще не превратились в статуи - колонны.

К моменту завоевания Норманнами Англии, островная архитектура прибывала на более архаичной стадии развития. В условиях интенсивного развития, которое первоначально велось местными силами под предводительством вывезенных из Нормандии мастеров, строительные приемы были усовершенствованы, обогатились островной традицией, приобрели своеобразие.

Из Нормандии пришел тип укрепления, в котором рвы и палисады вокруг лагеря лучников сочетались с донжоном. Деревянные башни вскоре заменили каменными. Первоначально это были здания кубической формы, в основном двухэтажные.

Храмовые постройки достаточно рано обнаружили своеобразие. Специфической особенностью английского сакрального зодчества было соединение в культовом здании типов монастырского и приходского храмов. Это повлекло за собой изменения в структуре английских церквей, ясно обозначившиеся ХIl веке. В смешанном по типу здании должно было быть достаточно места для прихожан и многочисленного клира. С этой целью увеличивали протяженность нефа и хора, и они становились почти равными друг другу. Вытянутость плана характерна для соборов Англии, узкие трехнефные здания достигали длины более 170 м. Увеличивалась протяженность трансепта. Башня над средокрестием приобретала в связи с этим особую роль: она была призвана слить воедино сильно разметнувшееся в стороны здание. Поэтому величина и внушительность этих башен увеличивалась

Башни – излюбленные элемент английской архитектуры. Из Нормандии пришла композиция двухбашенного западного фасада. Планы английских соборов тяготели к прямоугольным очертаниям. Хор с обходом появился в ХI веке, но распространение получил не всюду. Своды в Англии были в основном в боковых нефах. Тяжелые цилиндрические своды оставляли мало места для световых проемов и поэтому при большой протяженности нефов и в условиях туманной английской атмосферы оказались неприемлемыми: верхний ярус окон в центральном нефе был крайне необходим. В связи с этим зодчие долгое время предпочитали деревянные перекрытия. Но те же потребности вызвали смелое решение. В соборе Дарема боковые нефы в 1096 году были перекрыты ребристыми сводами, а позднее и центральный свод этого собора.

В интерьере соборов внушительность сочетается со стремлением к сложным обработкам и подразделениям. Деление нефа было на три яруса. Но в рамках канонов зодчие добивались необычайного разнообразия.

В наружном облике зодчие отдавали предпочтение архитектурному декору. Они членили стены арочными проемами и различными типами аркад, проявляя при этом завидную изобретательность.

Принято выделять 3 местные школы.

Юго- восток: храмы в Норидже, Сент- Олбансе, Или и Питерборо (грандиозные по размерам);

Запад: собор в Глостере (укороченные неф, массивные круглые опоры, карликовые трифории, крипта, напоминающая самостоятельную церковь);

Север: собор Дарема (экспериментаторский, новаторский дух).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: