Приведем генеалогию всех родов, проживающих в настоящее время в а. Ходзь, имена и фамилии предков ходзинцев, их тамги.-«Нет человека, у которого не было бы имени собственного. Он получает его при рождении и уносит его в могилу. Мы так привыкли к своим именам, что редко задумываемся над их значением и происхождением (с. 9). Фамилия — наследуемое официальное именование, указывающее на принадлежность человека к определенной семье, роду. Фамилии возникли позднее конкретных имен человека (с. 66). Интерес к своей родословной рождает новые чувства — ощущение своей принадлежности к большой истории, к жизни всего народа. Первые фамилии появились у представителей господствующего класса. Поиски своих корней не сложны для адыгов, живущих много веков компактно на одном месте и знающих своих родственников до 7—9 поколения (с. 70)»1. Мы собрали и зарисовали также родовые тамги, которые сохранились у ходзинцев или в памяти старожилов рода, но во многих случаях эти знаки отличаются от тех, которые приводятся в книгах Кокова Дж. и Яхтонигова X.. как принадлежащие тем или иным фамилиям2. Об использовании тамги горцами написано достаточно литературы. Приведем лишь те сведения, которые сохранились в памяти аульчан: тамга — тавро — «дэмыгъэ» адыгами применялось для метки крупного рогатого скота и лошадей. Тамгу также ставили на столбах, втыкаемых в могилу у изголовья покойника — «къэнэт1эхэсэ». Вплоть до 50-х годов XX в., когда ходзинские парни стравливали мальчишек для драки, среди них бытовало выражение: «Нэхъапэ емынэпкъынэм, Къундетхэ янэпкъыжъыр тыраудзэ!» — если ты трус, пусть на тебе поставят тавро Куденетовых. По всей вероятности, в период расцвета феодальных отношений, при обращении в неволю в некоторых случаях таврили и людей. Наиболее древними знаками, на наш взгляд, являются простые по рисунку тамги, а усложненные или напоминающие первоначальную букву фамилии, являются более поздними изобретениями. Большие рода, которые имели много скота, имели еще дополнительное тавро — «нэпкъыжъ» — тавро семьи, которое в дополнение к основному ставилось на правой стороне головы животного.
|
|
Совпадения родовых знаков некоторых родов можно объяснить тем, что некоторые крепостные при освобождении взяли себе тавро своих бывших владельцев: разумеется, это делалось только с их разрешения. В Ходзе известны случаи, когда бывшие крепостные при освобождении брали себе фамилии владельцев или владельцы присваивали своим бывшим крепостным фамилии.
1.АБАЗОВЫ - АБАЗИНЫ - РОД, КЛИЧКА «АБАЗЭХЭ»
Тембот, Камбот, Хахуко
Хьажы 06-, Титу 08-, Хатажуко 10-33, Адалг. 12-83, Ципа 14-41.
|
|
Аскарбий 24-92, Гуаша 28, Тута 30.
Мухарбий 45, Зура 47, Хас. 48—94, Люба 54, Арсен 64, Назирет 67.
Оксана 75, Азамат 77.
2. АБЕЗУАНОВЫ - ИЗ КАБАРДЫ - РОД. КЛ. «АБАЗЭ ИВАН»
Бекмурза, Нану.
Шихам, Нух, Пака, Махмуд, Тита, Амин.
Аскарбий 1937.
Каплан 1963.
3. АБИДОВЫ - ШАПСУГИ - ПЕРЕС. СВЯЗ. С КАВКАЗСКОЙ ВОЙ
НОЙ.
Хашмахо
Харуп 1894-, Нух 96—, Пижина 98, Муумин 00 Хаджикасим 01
Алий 1902-1965.
Магаметбий 1938.
Фатима 70, Султан 78, Аслан 85.
Лакман
Гид 1915-48, Моца 32—88.
Фатима 58, Магамед60, Мурат 68.
Ум ар
Камбулет
Азраил 12-86, Аминат 14-88, Нуца 16-26, мухамед 28-.
Света 34, Азамат 46, Шамсет 49, Нафисет 56, Ася 59.
.