Генеалогия ходзинцев

Приведем генеалогию всех родов, проживающих в на­стоящее время в а. Ходзь, имена и фамилии предков ходзинцев, их тамги.-«Нет человека, у которого не было бы имени собственного. Он получает его при рождении и уносит его в могилу. Мы так привыкли к своим именам, что редко заду­мываемся над их значением и происхождением (с. 9). Фами­лия — наследуемое официальное именование, указывающее на принадлежность человека к определенной семье, роду. Фамилии возникли позднее конкретных имен человека (с. 66). Интерес к своей родословной рождает новые чув­ства — ощущение своей принадлежности к большой исто­рии, к жизни всего народа. Первые фамилии появились у представителей господствующего класса. Поиски своих кор­ней не сложны для адыгов, живущих много веков компактно на одном месте и знающих своих родственников до 7—9 по­коления (с. 70)»1. Мы собрали и зарисовали также родовые тамги, которые сохранились у ходзинцев или в памяти ста­рожилов рода, но во многих случаях эти знаки отличаются от тех, которые приводятся в книгах Кокова Дж. и Яхтонигова X.. как принадлежащие тем или иным фамилиям2. Об использовании тамги горцами написано достаточно литера­туры. Приведем лишь те сведения, которые сохранились в памяти аульчан: тамга — тавро — «дэмыгъэ» адыгами приме­нялось для метки крупного рогатого скота и лошадей. Тамгу также ставили на столбах, втыкаемых в могилу у изголовья покойника — «къэнэт1эхэсэ». Вплоть до 50-х годов XX в., когда ходзинские парни стравливали мальчишек для драки, среди них бытовало выражение: «Нэхъапэ емынэпкъынэм, Къундетхэ янэпкъыжъыр тыраудзэ!» — если ты трус, пусть на тебе поставят тавро Куденетовых. По всей вероятности, в период расцвета феодальных отношений, при обращении в неволю в некоторых случаях таврили и людей. Наиболее древними знаками, на наш взгляд, являются простые по ри­сунку тамги, а усложненные или напоминающие первона­чальную букву фамилии, являются более поздними изобре­тениями. Большие рода, которые имели много скота, имели еще дополнительное тавро — «нэпкъыжъ» — тавро семьи, которое в дополнение к основному ставилось на правой сто­роне головы животного.

Совпадения родовых знаков некоторых родов можно объяснить тем, что некоторые крепостные при освобожде­нии взяли себе тавро своих бывших владельцев: разумеется, это делалось только с их разрешения. В Ходзе известны слу­чаи, когда бывшие крепостные при освобождении брали себе фамилии владельцев или владельцы присваивали своим бывшим крепостным фамилии.

1.АБАЗОВЫ - АБАЗИНЫ - РОД, КЛИЧКА «АБАЗЭХЭ»

Тембот, Камбот, Хахуко

Хьажы 06-, Титу 08-, Хатажуко 10-33, Адалг. 12-83, Ципа 14-41.

Аскарбий 24-92, Гуаша 28, Тута 30.

Мухарбий 45, Зура 47, Хас. 48—94, Люба 54, Арсен 64, Назирет 67.

Оксана 75, Азамат 77.

2. АБЕЗУАНОВЫ - ИЗ КАБАРДЫ - РОД. КЛ. «АБАЗЭ ИВАН»

Бекмурза, Нану.

Шихам, Нух, Пака, Махмуд, Тита, Амин.

Аскарбий 1937.

Каплан 1963.

3. АБИДОВЫ - ШАПСУГИ - ПЕРЕС. СВЯЗ. С КАВКАЗСКОЙ ВОЙ­
НОЙ.

Хашмахо

Харуп 1894-, Нух 96—, Пижина 98, Муумин 00 Хаджикасим 01

Алий 1902-1965.

Магаметбий 1938.

Фатима 70, Султан 78, Аслан 85.


Лакман

Гид 1915-48, Моца 32—88.

Фатима 58, Магамед60, Мурат 68.

Ум ар

Камбулет

Азраил 12-86, Аминат 14-88, Нуца 16-26, мухамед 28-.

Света 34, Азамат 46, Шамсет 49, Нафисет 56, Ася 59.

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: