double arrow

Пути улучшения состояния расчетов

Анализ задолженности по срокам образования, реестр старения счетов.

Анализ состава и структуры задолженности производится:

· по статьям задолженности, отраженным в балансе

· по конкретным поставщикам и покупателям на основании данных аналитического учета

· по срокам образования/погашения задолженности

Наиболее распространена группировка сроков:

· до 1 месяца

· 1-3 месяца

· 3-6 месяцев

· >12 месяцев

Анализ по срокам образования позволяет контролировать задолженность и своевременно выявлять просроченную. Для предприятия анализ по срокам образования особенно важен в отношении дебиторской задолженности. В качестве наиболее интересной и информативной формы представления данных может быть предложен реестр старения счетов. Обычно он составляется в виде матрицы, по строкам которые указываются субъекты задолженности (наиболее крупные дебиторы или полный их перечень), а по столбцам – суммы задолженности по ним с разбивкой по срокам образования.

Реестр старения счетов позволяет оперативно анализировать картину состояния расчетов, оперативно управлять ею. Он позволяет выделить тех должников, успешная работа с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а также тех, с которыми должны устанавливаться особые отношения. Последнее означает, что нужно пересмотреть взаимоотношения между ними, отработать взаимоприемлемые формы, схемы и порядок расчетов, что особенно касается крупных и постоянных партнеров предприятия, т.к. крупные просроченные дебиторы – предприятия-монополисты. Кроме того, нужно обращать внимание на должников, имеющих длительные сроки неуплаты по разовым договорам, т.к. такие дебиторы, не рассчитывая на продолжение хозяйственных отношений могут быть удовлетворены «разовым отщипыванием от пирога». Теоретически допустимым сроком расчетов является срок до 90 дней, если срок больше, то это является тревожным значением.

Для улучшения состояния расчетов необходимо:

1. следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности (Rа /Rр опт 0,9-1,0) и их оборачиваемостью, кредитовать покупателей на меньшую сумму и на меньший срок, чем получать кредит от поставщика.

2. проводить политику диверсификации дебиторов, т.е. ориентироваться на увеличение количества покупателей для уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными дебиторами.

3. анализировать платежеспособность покупателей при соваршении сделки.

4. применять различные формы расчетов (авансы, частичная предоплата, расчеты векселями).

5. контролировать состояние расчетов по просроченной задолженности (направление писем, обращение в суд, взаимозачеты).

6. предоставлять покупателям скидки при досрочной оплате.

Предоставление скидок оправдано в следующих случаях:

· уменьшение цены может привести к увеличению объема продаж, т.е. проигрывая в цене, выигрывают в обороте;

· система скидок интенсифицирует приток денежных средств, что важно в условиях их хронического дефицита;

· система скидок может быть более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату;

· в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что производитель-продавец реально получает лишь часть стоимости реализованной продукции, которая может оказаться меньше, чем полученные своевременно платежи от покупателей даже при скидке с цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: