double arrow

Методические рекомендации. Семинар6:Раннее Новое время


Семинар6:Раннее Новое время

Дополнительная 20.

Основная 3,5,10,12,13

Литература

Темы рефератов и сообщений

1. Мануфактура: появление, распространение, особенности организации производства.

2.Христофор Колумб: жизнь и открытия.

3. Леонардо да Винчи: жизнь и творения.

4. Характерные черты и главные памятники Северного Возрождения

5. Мартин Лютер и рождение протестантизма.

6. Формирование личности Ивана IV.

7.Земские соборы: история создания, социальный состав, полномочия, деятельность, финал.

8. Лжедмитрий I: взлёт и падение.

9. Смоленская земля в "смутное время".

1. Нидерландская и Английская буржуазная революции: общее и особенное.

2. Развитие абсолютных монархий во Франции и Испании: основные тенденции развития.

3. Развитие царства Московского при первых Романовых: политика, экономика, социальная сфера.

Готовясь к ответу на первый вопрос, постарайтесь определить главные предпосылки и причины буржуазных революций в Нидерландах и Англии. Установите их характер, цели, основные движущие силы. Выделите главные этапы и дайте их краткую характеристику. Назовите главных деятелей как революционного, так и контрреволюционного лагерей. Объясните, каковы были результаты революций и какое влияние они оказали на ход исторического процесса в Европе и мире.

При подготовке ответа на второй вопрос семинара вначале определите характерные черты абсолютизма как такового, а также выясните, что же явилось его идейным обоснованием. Почему западноевропейский абсолютизм сформировался в таких странах, как Франция и Испания? Каким было отношение феодальных и предпринимательских элементов этих государств к факту утверждения абсолютной власти монарха и почему оно было именно таким? Как отразился процесс усиления абсолютной власти монарха на позиции духовенства и могло ли быть иначе? Что являлось фундаментом политической стратегии глав абсолютистских государств? Справедлив ли вывод о том, что при абсолютизме государство уже не рассматривалось как феодальная вотчина монарха и управление страной стало приобретать общенациональный характер? Сравните пути становления абсолютизма в России и в упомянутых странах Запада.




При подготовке ответа на третий вопрос прежде всего определите суть понятия «сословно-представительная монархия», которая утвердилась в годы правления первых царей из династии Романовых. Затем разберитесь в том, почему с 1613 по 1622 годы Земские соборы заседали практически беспрерывно. Назовите основные деяния Михаила Романова. Какие изменения произошли в эти годы с обликом Боярской думы, её влиянием на жизнь страны и с чем это было связано? Каковы были причины увеличения числа «приказов» и можно ли считать данное явление прогрессивным? Справедливо ли мнение, что утверждение неограниченной царской власти в России значительно активизировалось после вступления на престол царя Алексея Михайловича Романова? Охарактеризуйте влияние «Уложения» 1649 года на усиление центральной власти в России. Какой была позиция Русской Православной Церкви в этом процессе? Оцените причины и результаты создания по велению «Тишайшего» Алексея Михайловича приказов «Тайных дел» и «Счётного».

К чему привели многочисленные случаи «пожалования» (дарения) первыми Романовыми государственных земель (вместе с крестьянами) их ближайшим соратникам? Какова была роль в усилении крепостничества «служилых людей» и соответствующих статей «Уложения» 1649 года? Являлся ли процесс усиления крепостничества закономерным?

Дайте краткую характеристику церковных реформ патриарха Никона и их последствий. Расскажите о наиболее крупных народных выступлениях в середине – второй половине XVII в. Определите важнейшие изменения, происходившие в это время в экономике.



Укажите основные достижения во внешней политике России при первых Романовых.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы были главные тенденции социально-политического развития Западной Европы и России в XVII в.?

2. Назовите основные черты развития Нидерландов накануне буржуазной революции.

3. В чём заключалось своеобразие Нидерландской буржуазной революции?

4. Назовите главные причины Английской буржуазной революции.

5. Какие социальные слои больше всего выиграли в ходе Английской революции и почему?

6. В чём состоит главное значение Нидерландской и Английской буржуазных революций?

7. В чём состояли характерные черты абсолютизма?

8. В чём заключено сходство и отличие испанского и французского абсолютизмов?

9. Охарактеризуйте основные направления политики кардинала Ришелье.

10. Как можно объяснить фразу Людовика XIV «государство – это я»?

11. Чем отличалась абсолютная монархия от сословно-представительной?

12. Идентично ли было крепостное право в России XVII - XVIII вв. рабству в Древнем Риме?

13. Почему вторую половину XVII в. в России современники называли «бунташным веком»?

14. Почему реформы патриарха Никона привели к расколу в Церкви?

15. Назовите основные памятники русской культуры, относящиеся к эпохе первых Романовых.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: