double arrow

Методические рекомендации. Семинар7:Россия и мир в XVIII в


Семинар7:Россия и мир в XVIII в.

Дополнительная 20,52.

Основная 3,4,5,6,10,12,21

Литература

Темы рефератов и сообщений

  1. Гёзы – борцы за свободу Нидерландов.
  2. Оливер Кромвель: путь от революционера до лорда-протектора.
  3. «Левеллеры» и «диггеры» - радикалы Английской революции.
  4. Колониальная империя Испании в XVII в.
  5. Кардиналы Ришелье и Мазарини – руководители Франции.
  6. Людовик XIV – «король – солнце».
  7. Роль церкви в процессе утверждения абсолютизма в странах запада.
  8. Алексей Михайлович Романов как государственный деятель.
  9. Русская деревня XVII века: повседневная жизнь, обычаи и нравы.
  10. Российская культура XVII века.
  1. Европа в XVIII в. Идеи Просвещения. Начало промышленного переворота.
  2. Американская и Великая Французская революции: общее и особенное.
  3. Реформы Петра I: цели, содержание, ход, результаты.
  4. Эпоха дворцовых переворотов. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II.

При подготовке к ответу на первый вопрос, прежде всего, дайте общую характеристику развития ведущих европейских стран в XVIII в. Разберитесь в том, что породило идеологию Просвещения, которая являлась главной особенностью мировоззрения передовой части общества Западной Европы в первые три четверти XVIII века. Затем уясните суть взглядов главных деятелей Европейского Просвещения и выскажите своё отношение к их взглядам.




Дайте определение термину «промышленная революция». Каковы были её главные причины? Назовите главные изобретения и новации её первого этапа.

Готовясь к ответу на второй вопрос, назовите основные причины и предпосылки Американской и Великой Французской революций. В чем они были сходны, а в чем различны. Каковы были главные цели, задачи, характеры и движущие силы обеих революций. Расскажите кратко об основных событиях и деятелях революций. Каковы были их главные результаты? В чем проявилось их влияние на исторический процесс в Европе и в мире.

При подготовке ответа на третий вопрос семинара, прежде всего, дайте анализ российской действительности накануне реформ Петра I (территория, органы государственного управления, экономика, население, военное дело, международное положение). Затем охарактеризуйте Петра как личность и при этом определите те факторы, под влиянием которых шло её формирование в годы детства и юности Петра. Расскажите о его наиболее известных реформах. Почему он никогда и не помышлял о демократизации общественной жизни и о хотя бы частичном облегчении положения широких народных масс? Укажите на главные достижения петровской внешней политики. На какие социальные слои и почему опирался Петр при проведении своих преобразований? В чем состояли особенности российского абсолютизма? Стала ли Россия в итоге деятельности Петра I развитым в о в с е х отношениях государством? Как относился к петровским новациям народ и какова была цена их осуществления?



При подготовке ответа на четвёртый вопрос вначале постарайтесь найти главные причины начала целой эпохи дворцовых переворотов в истории России XVIII века. Что было характерно для правления преемников Петра Ι? Что такое «бироновщина» и каковы были последствия данного явления в жизни империи? Дайте характеристику экономики и социальных отношений в России накануне восшествия на престол Елизаветы Петровны. Установите наиболее характерные черты её деятельности, направленной на возрождение российской экономики и укрепление международного авторитета страны. Каким образом этой российской императрице удалось вовлечь в активное предпринимательство немалое число дворян? Каковы были результаты этих усилий?

Разберитесь в сути термина «просвещённый абсолютизм». Какое влияние оказали его идеи на формирование мировоззрения будущей Екатерины II? Коротко проследив её путь на российский престол, расскажите о первоначальных намерениях императрицы после восшествия на российский престол. Какова была их судьба и почему она была именно такой? Какие преобразования были осуществлены Екатериной II в области укрепления центрального государственного аппарата и органов местного управления? Что нового появилось в культурной жизни империи в эти годы?



Назовите привилегии, дарованные императрицей дворянству, а затем охарактеризуйте эволюцию положения крестьянства в период её правления и подведите итоги этого процесса. Есть ли основания утверждать, что в годы пребывания Екатерины II на российском престоле крепостные крестьяне фактически превратились в рабов, а помещики – в рабовладельцев? Так можно ли её называть «Великой»? Обоснуйте свою точку зрения.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие изменения в жизни западноевропейского общества привели к появлению идей просвещения?
  2. Назовите главных деятелей Просвещения и охарактеризуйте их взгляды?
  3. Что такое «промышленная революция»?
  4. Как развивались североамериканские колонии Англии в XVIII в.?
  5. Назовите основные причины Великой Французской революции.
  6. Расскажите об основных этапах Американской революции и войны за независимость.
  7. Охарактеризуйте основные положения Декларации о независимости С-АСШ.
  8. Перечислите основные этапы Великой Французской революции?
  9. Были ли неизбежен якобинский террор и почему?
  10. Почему произошёл термидорианский переворот?
  11. Каковы главные результаты Американской и Великой Французской революций?
  12. В чём заключалась сущность «просвещённого абсолютизма»?
  13. Какие особенности имела политика «просвещённого абсолютизма» в России?






Сейчас читают про: