double arrow

Первый этап революции

Предпосылки французской революции конца XVIII века.

Занятие 1.

1. Социально-экономические причины революции.

2. Истоки, характерные черты и особенности французского Просвещения.

3. Кризис феодально-абсолютистского строя и возникновение револю­ционной ситуации во Франции конца 80-х гг. XVIII в.

4. Основные этапы революции конца XVIII в.5. Первый этап революции (1787 – 1792). Социально-экономическая политика конституционалистов (фельянов).

6. Конституция 1791 г., ее классовая сущность и историческое значе­ние.

Источники и литература

1. Документы истории Великой французской революции: В 2т.- М.,1990-1992

Хрестоматия по новой истории / Под ред. А.А.Губераи А.В.Ефимова.- М, 1963.- T.I.

2. Вольтер Р. Избранные произведения. – М., 1947.

3. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955.

4. Руссо Ж. – Ж. – Избранные сочинения: - в 3-х т. – М., 1961.

5. Руссо Ж. – Ж. – Трактаты. – М., 1969.

* * *

6. Блумендау С. Ф. Просвещение и проблема истоков Французской революции: современное видение // ВИ – 2003 - №9.

7. Век Просвещения. – М. - Париж, 1970.

8. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в - М.,1977.

9. Волгин В. П. Французский утопический коммунизм. – М., 1979.

10. Гладышев А.В. Французская революция: взгляд из XXI века//ВИ. – 2007. - № 10.

11. Манфред А.З. Великая французская буржуазная революция – М., 1983.

12. Общественно-политические мысли европейского Просвещения / Под ред. Н. М. Мещеряковой. – М., 2002.

13. От Просвещения к революции: из истории общественной мысли. – М., 1990.

14. От Старого порядка к Революции. - Л., 1988.

15. Пантелеев М.М. Жак Дидро// ВИ. – 2008. - № 2.

16. Пименова Л.А. Дворянство накануне Великой французской революции.-М.,1986.

17. Ревуненков В.Г. Очерки истории Великой французской революции. - Л. [Лю­бое издание].

18. Сиволап И. Л. Социальные идеи Вольтера. – М., 1978.

19. Токвиль А де. Старый порядок и революция - М.,1996.

20. Федорова М. М. Французский либерализм: до и после революции – Руссо и Констан // Полис. – 1993. - №6.

21. Философия и революция: сравнив с достигнутым высокий идеал. – М., 1989.

22. Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М., 1983.

23. Филимонова М.А. Талейран в США// ННИ. – 2008. - № 4.

24. Французское Просвещение и революция, - М.,1989.

25. Шарнтье Р. Культурные истоки французской революции.– М., 2001.

Методические рекомендации

Практическое занятие имеет особое значение из-за большой роли идеологической борьбы в предреволюционной Франции. Содержание темы позволяет построить занятие в форме заслушивания и последующего обсуждения сообщений студентов о социально-экономических предпосылках и основных теоретических концепциях виднейших представителей французского Просвещения. Наряду с крупнейшими лидерами умеренного крыла (Вольтер, Монтескье) план содержит и показ идеологии демократического направления в Просвещении (Руссо) и утопического коммунизма этой эпохи (Морелли).

При раскрытии вопроса темы студент должен опираться на работу Моледжане «Французское Просвещение» и коллективную монографию «Французское Просвещение и революция».

Надлежит рассмотреть социально-политические взгляды э крупнейшего мыслителя Франции Вольтера – «короля философов», историка, знаменитого поэта, идеолога просвещенного абсолютизма. При этом надо показать двойственность и противоположность взглядов Вольтера и доказать, что несмотря на это, его роль в идеологической подготовке революции оказалась огромной. «Вольтерьянство» оказало большое влияние на формирование революционной идеологии в целом ряде стран Европы, в том числе и в России.

При анализе воззрений Ш. Монтескье студенту необходимо четко усвоить, что нового внес этот мыслитель в разработку концепции разделения властей в сравнении со своими предшественниками.

Далее следует рассмотреть суть теории общественного договора Руссо, показать как этот мыслитель доносил свои идеи и соображения до достаточно широких слоев населения предреволюционной Франции, определить в течении каких периодов революции идеи Руссо были определяющими для правительства Французской республики, показать наличие различных подходов среди ученых к оценке идейного наследия этого оригинального мыслителя XVIII века

При анализе Декларации прав человека и гражданина студенту не­обходимо охарактеризовать идейные источники этого документа, для чего необходимо обратиться к наследию философов-просветителей и показать огромное прогрессивное значение Декларации, ее. влияние на последующий ход исторического развития Европы.

Обращаясь к анализу Конституции 1791 г., студент должен пока­зать, что она подвела итог буржуазным преобразованиям, проведен­ным в стране в течение двух лет революции. Разумеется, необходимо также вскрыть и известную ограниченность этого документа, показать, в чем она проявлялась. Надо показать, каково было отношение к кон­ституции буржуазии и народных масс.

При характеристике социально-экономической политики фёльянов студенту следует особое внимание уделить тому, как решался аграр­ный вопрос. Говоря об отмене феодальных повинностей Учредитель­ным собранием, студент должен раскрыть причины, которые вызвали принятие соответствующих документов. При анализе декрета от 11 ав­густа 1789 г. необходимо показать, в чем выражался его ограничен­ный и противоречивый характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: