Предпосылки французской революции конца XVIII века.
Занятие 1.
1. Социально-экономические причины революции.
2. Истоки, характерные черты и особенности французского Просвещения.
3. Кризис феодально-абсолютистского строя и возникновение революционной ситуации во Франции конца 80-х гг. XVIII в.
4. Основные этапы революции конца XVIII в.5. Первый этап революции (1787 – 1792). Социально-экономическая политика конституционалистов (фельянов).
6. Конституция 1791 г., ее классовая сущность и историческое значение.
Источники и литература
1. Документы истории Великой французской революции: В 2т.- М.,1990-1992
Хрестоматия по новой истории / Под ред. А.А.Губераи А.В.Ефимова.- М, 1963.- T.I.
2. Вольтер Р. Избранные произведения. – М., 1947.
3. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955.
4. Руссо Ж. – Ж. – Избранные сочинения: - в 3-х т. – М., 1961.
5. Руссо Ж. – Ж. – Трактаты. – М., 1969.
* * *
6. Блумендау С. Ф. Просвещение и проблема истоков Французской революции: современное видение // ВИ – 2003 - №9.
7. Век Просвещения. – М. - Париж, 1970.
|
|
8. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в - М.,1977.
9. Волгин В. П. Французский утопический коммунизм. – М., 1979.
10. Гладышев А.В. Французская революция: взгляд из XXI века//ВИ. – 2007. - № 10.
11. Манфред А.З. Великая французская буржуазная революция – М., 1983.
12. Общественно-политические мысли европейского Просвещения / Под ред. Н. М. Мещеряковой. – М., 2002.
13. От Просвещения к революции: из истории общественной мысли. – М., 1990.
14. От Старого порядка к Революции. - Л., 1988.
15. Пантелеев М.М. Жак Дидро// ВИ. – 2008. - № 2.
16. Пименова Л.А. Дворянство накануне Великой французской революции.-М.,1986.
17. Ревуненков В.Г. Очерки истории Великой французской революции. - Л. [Любое издание].
18. Сиволап И. Л. Социальные идеи Вольтера. – М., 1978.
19. Токвиль А де. Старый порядок и революция - М.,1996.
20. Федорова М. М. Французский либерализм: до и после революции – Руссо и Констан // Полис. – 1993. - №6.
21. Философия и революция: сравнив с достигнутым высокий идеал. – М., 1989.
22. Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М., 1983.
23. Филимонова М.А. Талейран в США// ННИ. – 2008. - № 4.
24. Французское Просвещение и революция, - М.,1989.
25. Шарнтье Р. Культурные истоки французской революции.– М., 2001.
Методические рекомендации
Практическое занятие имеет особое значение из-за большой роли идеологической борьбы в предреволюционной Франции. Содержание темы позволяет построить занятие в форме заслушивания и последующего обсуждения сообщений студентов о социально-экономических предпосылках и основных теоретических концепциях виднейших представителей французского Просвещения. Наряду с крупнейшими лидерами умеренного крыла (Вольтер, Монтескье) план содержит и показ идеологии демократического направления в Просвещении (Руссо) и утопического коммунизма этой эпохи (Морелли).
|
|
При раскрытии вопроса темы студент должен опираться на работу Моледжане «Французское Просвещение» и коллективную монографию «Французское Просвещение и революция».
Надлежит рассмотреть социально-политические взгляды э крупнейшего мыслителя Франции Вольтера – «короля философов», историка, знаменитого поэта, идеолога просвещенного абсолютизма. При этом надо показать двойственность и противоположность взглядов Вольтера и доказать, что несмотря на это, его роль в идеологической подготовке революции оказалась огромной. «Вольтерьянство» оказало большое влияние на формирование революционной идеологии в целом ряде стран Европы, в том числе и в России.
При анализе воззрений Ш. Монтескье студенту необходимо четко усвоить, что нового внес этот мыслитель в разработку концепции разделения властей в сравнении со своими предшественниками.
Далее следует рассмотреть суть теории общественного договора Руссо, показать как этот мыслитель доносил свои идеи и соображения до достаточно широких слоев населения предреволюционной Франции, определить в течении каких периодов революции идеи Руссо были определяющими для правительства Французской республики, показать наличие различных подходов среди ученых к оценке идейного наследия этого оригинального мыслителя XVIII века
При анализе Декларации прав человека и гражданина студенту необходимо охарактеризовать идейные источники этого документа, для чего необходимо обратиться к наследию философов-просветителей и показать огромное прогрессивное значение Декларации, ее. влияние на последующий ход исторического развития Европы.
Обращаясь к анализу Конституции 1791 г., студент должен показать, что она подвела итог буржуазным преобразованиям, проведенным в стране в течение двух лет революции. Разумеется, необходимо также вскрыть и известную ограниченность этого документа, показать, в чем она проявлялась. Надо показать, каково было отношение к конституции буржуазии и народных масс.
При характеристике социально-экономической политики фёльянов студенту следует особое внимание уделить тому, как решался аграрный вопрос. Говоря об отмене феодальных повинностей Учредительным собранием, студент должен раскрыть причины, которые вызвали принятие соответствующих документов. При анализе декрета от 11 августа 1789 г. необходимо показать, в чем выражался его ограниченный и противоречивый характер.