Методические рекомендации. Тема 2. Война колоний Великобритании за независимость

ТЕМА 2. Война колоний ВЕЛИКОБРИТАНИИ за независимость. ОБРАЗОВАНИЕ США

1. Экономическое развитие североамериканских колоний Англии в XVII-XVIII вв., их политическое устройство и социальный состав колониального общества. Идейные предпосылки войны за независимость.

2. Усиление колониального гнета Англии после 1763 г. и формирова­ние революционной ситуации.

3. Декларация независимости: ее социально-политические принципы и историческое значение.

4. "Статьи Конфедерации" и их роль в становлении американской государственности.

5. Подготовка и принятие Конституции 1787 г., ее содержание.

6. Борьба вокруг ратификации Конституции. "Билль о правах"

7. Характер, особенности и историческое значение первой американ­ской революции.

Источники и литература

1. Беррэс Р.Т Документы американской революции. - Тверь, 1994.

2. Практикум по новой истории (1640-1870) / Сост. Ю. Ф. Иванов, Ю.П.Муравь­ев.-М.,1973.-С.70-94.

3. Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв / Под ред. В. Г. Сироткина. - М.,1990.

* * *

4. Американские президенты. Ростов-на-Дону.1997.

5. Бурстин Д. Американцы: национальный опыт.-М.,1993.

6. Война за независимость и образование США / Под ред. Г. Н. Севостьянова. -М,1978.

7. Война за независимость североамериканских колоний и британский парламент. 1765 – 1775 годы.// ННИ. – 2008. - № 1.

8. Гамильтон А., Мэдисон Дж., Джей Дж. Федералист.-М.,1994.

9. Егоров С. А. Конституционализм в США. – М., 1994.

10. Зубков А. Ю. Англия и ее североамериканские колонии в преддверии войны за независимость // ННИ. – 1982 - №2.

11. История внешней политики и дипломатии СШ. 1775 – 1877 гг. – М., 1994.

12. Каримскийй А. М. Революция 1776 года и становление американской философии. – М., 1976.

13. Конституция США: история и современность. – М., 1988.

14. Лафитский В. И. Основы конституционного строя США. – М., 1998.

15. Морозова Т. Л. О национальном своеобразии американского Просвещения.// История формирования американской литературы. – М., 1985.

16. Романова М.И. Британские виги и борьба североамериканских колоний за независимость (1760-е гг.)// Вопросы истории – 2007. - № 4

17. Политическая история США. Актуальные изменения. – М., 2000.

18. Согрин В. В. Буржуазные революции в США: общее и особенное.// ВИ. – 1983 - №3.

19. Согрин В. В. Идейные течения в американской революции XVIII века. - М., 1980.

20. Согрин В. В. Идеология в американской истории. - М.,1995.

21. Согрин В. В. Т. Джефферсон - мыслитель и политик.- М.,1989.

22. Согрин В. В. Война США за независимость как социально-политическая революция// ННИ. – 2005. - № 3.

23. Становление американского государства. - СПб., 1992.

24. США: Конституция и права граждан. - М.,1987.

25. Фурсенко А. А. Американская революция и образование США.- Л., 1978.

26. Шелтон Г. У. Политическая философия Томаса Джефферсона. – М., 1996.

Прежде всего студент должен изучить памфлет Т. Пейна "Здравый смысл" и понять его историческое значение.

Он должен также уяснить, изучая "Декларацию независимости", что этот документ явился плодом компромисса буржуазии Севера и план­таторов Юга. Надо найти и показать, в чем же он заключался. Вместе с тем "Декларация независимости" имела выдающееся историческое значение: она оформила появление первой республики на американ­ском континенте и была первым официальным документом, в котором провозглашался ряд демократических прав.

При изучении "Статей конфедерации" следует обратить особое внимание на пункты, которые тщательно фиксируют права штатов, проанализировать роль "Комитета штатов", который являлся прави­тельством страны. Анализ документа поможет студенту сделать об­щий вывод о степени централизации молодого американского госу­дарства.

Переход к анализу Конституции 1787 г. следует начать с выясне­ния причин, побудивших правящие круги США пересмотреть "Статьи конфедерации" и укрепить центральный государственный аппарат. Необходимо также охарактеризовать исторические условия, в которых разрабатывалась конституция, и борьбу, которая развернулась при ее составлении и, кроме того, отметить роль Д Мэдисона как "архитек­тора американской конституции". Надо показать, что и Конституция 1787 г. была результатом компромисса буржуазии и плантаторов. Ра­зумеется, студент должен четко определить функции законодатель­ной, исполнительной и судебной власти.

Большой интерес представляет борьба вокруг ратификации Кон­ституции США, которая в конечном итоге привела к внесению в нее важных и прогрессивных дополнений, оформленных в "Билле о пра­вах". Этот документ должен быть тщательно проанализирован сту­дентом.

ТЕМА 3. ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ КОНЦА XVIII ВЕКА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow