Административная юстиция

Одной из самых важных исторических особенностей судебно-правовой систе­мы новой Франции стало раннее возникновение в ней отдельной административной юстиции — со своей юрисдикцией и процедурой.

Возможность проконтролировать в судебном порядке и тем более обжаловать решения.органов исполнительной власти (не верхов­ной), чиновников и должностных лиц, уже с XVIII в. рассматрива­лась в правовой и политической мысли как одна из гарантий долж­ной правовой и подзаконной деятельности институтов управления. В особенности такая возможность была важна для гарантии граж­данских прав. Реализовать эти задачи можно было разными спосо­бами: наделить органы обычной юстиции правами судебного контро­ля управленческих решений (так получилось в Великобритании), сформировать особые административные институты надзора (проку­ратура, государственный контроль и т. п.). Во Франции сложилась совершенно самостоятельная система органов административной юс­тиции, автономных и обособленных от обычной юстиции.

Законом 1790 г. судам общей юстиции запрещалось вмешиваться в деятельность органов управления. Это достаточно быстро создало основу для практически бесконтрольной администрации — как на центральном, так, особенно, на местном уровнях. Для предотвраще­ния этого в качестве первой инстанции административной юстиции в 1800 г. были созданы советы префектур. Они состояли из 3-5 на­значавшихся главой государства членов. В советах можно было об­жаловать решения о национализации имуществ. Здесь разбирались жалобы частных лиц по налогообложению, споры государственной администрации и предприятий общественных работ. Высшей инс­танцией административной юстиции (и самой главной) стал Госу­дарственный совет. Он был создан Конституцией 1799 г. в качестве чисто политического органа. Законом 11 июня 1806 г. его состав и статус были преобразованы. В Совете была сформирована Комис­сия спорных дел из 6 расследователей-судей и 6 аудиторов, которым поручалось разбирать споры частных лиц с центральными органами административного аппарата. Первоначально Совет толь­ко представлял результаты своих расследований на утверждение властных органов. Но с 1872 г. Государственному совету было пре­доставлено полное право юрисдикции, т. е. право самостоятельно выносить решения по делам. С 1807 г. административный процесс мог вестись только с помощью адвокатов.

В период Первой империи был создан специальный орган для разбора жалоб по налогообложению — Счетная и контрольная па­лата (1807), который состоял из высших судей-председателей, осо­бых контролеров, секретарей; все они были несменяемы, что отча­сти роднило административную с общей юстицией.

В период Реставрации появился еще один орган, включенный в систему административной юстиции, — трибунал конфликтов. Осо­бое значение ему было придано в период Второй республики: в со­став трибунала определялись высшие судьи республики, председа­тельствовал министр юстиции. Трибунал занимался разрешением споров о подсудности и о противоречиях в юрисдикции разных уч­реждений и институтов исполнительной власти. В 1852 г. трибунал был уничтожен, но в 1875 г. вновь восстановлен.

Общая и административная юстиция, сформировавшиеся в нача­ле XIX в., в главном сохранили свои учреждения и принципы до Новейшего времени. Преобразования касались только второстепен­ных сторон деятельности судебных органов и судопроизводства.

64.2. Гражданский кодекс 1804 года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: