double arrow

Восстановление Империи

Революция 1848 г. Вторая Республика

Разразившийся во Франции в 1846-1847 гг. экономический кризис, а затем и торгово-промышленный, финансовый (связанный с резким ростом дефицита государственного бюджета) спровоцировали нарастание политической оппозиции режиму Июльской монархии. Сыграли свою роль и внешнеполитические просчеты правительства, возглавлявшегося выдающимся историком и политиком Ф. Гизо. Сохранение псевдолегитимной монархии представлялось анахронизмом значительно окрепшим средним сло­ям французского общества. Среди крестьянства крепли бонапарти­стские настроения: в режиме военной монархии начала века видели не только образец государствования, но и славу Франции. Обостре­ние социально-политического внутреннего кризиса протекало на фоне значительного общеевропейского политического движения, ко­торое вылилось в серию революций 1848-1850 гг.

Оппозиционное движение республиканцев организовало несколь­ко пропагандистских акций в поддержку парламентских реформ и, главное, изменений избирательного права. Это дало либерально-ре­спубликанским кругам широкую поддержку со стороны многочис­ленного класса рабочих. Попытки правительства воспрепятствовать пропагандистским и банкетным кампаниям неожиданно (не без вли­яния увеличивавших свое значение тайных политических обществ социалистического и анархистского толка) вызвали широкие народ­ные демонстрации, а затем и восстание в Париже (22 — 24 февраля 1848 г.). Первоначально народное движение было направлено на свержение правительства и на борьбу за избирательные реформы. Но после того как Национальная гвардия поддержала мятежи, как монарх сменил правительство и депутаты попытались сохранить ди­настию, вооруженное восстание перешло на лозунг свержения монархии и установления республики. Под давлением народного дви­жения 25 февраля 1848 г. была провозглашена Республика — Вторая исторически (после 1792 — 1804 гг.).

Управление страной перешло к Временному правительству, фактическим главой которого стал политик и философ А. Ламартин. Положение было сложным в условиях давления на правитель­ство со стороны социалистических рабочих клубов (возглавлявших­ся такими леворадикалами, как Л. Блан, О. Бланки). Первые декре­ты новой власти были посвящены закреплению права на труд, га­рантиям организации труда, сокращению рабочего дня (до 11-10 час.). 4 марта 1848 г. был издан закон о введении всеобщего мужского избирательного права (старше 21 года и при условии оседлости более 6 мес.).

На основании всеобщего избирательного права было избрано Уч­редительное собрание, открывшееся 4 мая 1848 г. Собрание начало свою деятельность с провозглашения того, что республика «является и остается формой правления во Франции». Была создана Исполни­тельная комиссия из пяти членов, которой предстояло временно за­няться правительственными делами. Стабилизация новой республи­ки происходила в сложных условиях. В июне 1848 г. Париж охвати­ло рабочее восстание под социалистическими лозунгами и с требова­ниями широких общественных преобразований. С большим трудом военному министру Кавеньяку удалось подавить восстание. Но оно спровоцировало нарастание антиреспубликанских настроений во французской провинции, опасавшейся наступления на собствен­ность и экономическую свободу. В обстановке военной диктатуры, роста монархических настроений были проведены довыборы в Со­брание. Работа конституционной комиссии Учредительного собра­ния осложнилась стремлениями правореспубликанцев и монархи­стов сформировать мощную исполнительную власть в духе Консуль­ства. Большие споры вызвала попытка сформировать заново двухпа­латный парламент. 4 ноября 1848 г. Собрание окончательно утвер­дило новую конституцию страны — Второй республики.

Конституция 1848 г. (116 ст.) утвердила создание прези­дентской республики. В социальной сфере конституция отказалась от классического либерализма и встала на позиции не­обходимости государственного вмешательства в общественные отно­шения, в частности с тем, чтобы «путем братской помощи обеспе­чить существование нуждающимся гражданам, подыскивая рабо­ту... поддерживая тех, кто не имеет родных...». Значительно шире, чем ранее, фиксировались гражданские права, исходя из начал «свободы, равенства, братства» и имея в виду укрепить «семью, труд, собственность, общественный порядок». Гарантировалась сво­бода труда и промышленности, а для этих целей — социальное обеспечение. Собственность объявлялась неприкосновенной, запре­щались конфискации имуществ. Налогообложение должно быть соответственным благосостоянию и взиматься только на основании законов. Провозглашались свобода вероисповеданий, организации союзов и свобода мнений, печати, петиций. Устанавливались за­конные гарантии личной неприкосновенности, в том числе запре­щением смертной казни.

Исходя из провозглашенного начала народного суверенитета, за­конодательная власть была отдана в руки представительного орга­на — Национального собрания. Оно было однопалатным и состояло из 750 членов, избираемых на 3 года всеобщим мужским голосова­нием при прямой и тайной подаче голосов. Депутаты считались об­щенациональными представителями, были неприкосновенны и неот­зываемы. Подобием второй палаты был Государственный совет. Его членов назначало Национальное собрание на 6 лет с обновлением на 1/2 при перевыборах Собрания. Совет занимался выработкой проектов законов, административными уставами, административ­ным контролем.

Принципиально важным стало создание института выборного президентства. Президент считался главой государства, руководил работой министров и других должностных лиц, обладал правом за­конодательной инициативы, руководил армией, вел внешнюю поли­тику. Однако во всех направлениях на власть президента налага­лись различные ограничения, чтобы эта власть не переросла свои границы. Так, президент не мог лично командовать армией, отсроч­ка в опубликовании закона могла быть отменена Собранием и т. п. Значительную независимость президенту предоставляло то, что он избирался всеобщим голосованием народа (на 4 года).

История становления бонапартизма в начале XIX в. показала, что во Франции (в силу особенностей ее общественной жизни и социаль­ной психологии населения) всеобщее голосование и прямая демокра­тия взаимосвязаны с возрождением политического авторитаризма. История повторилась в период Второй республики. Первые выборы президента (проводившиеся одновременно с парламентскими) при­несли неожиданную победу племяннику Бонапарта — Людовику-Наполеону: за него проголосовало более 2/3 избирателей. Бонапар­тистские позиции президента и его стремления к возрождению мо­нархии были общеизвестны. Выборы проходили, особенно в провин­ции, в обстановке праздника, почти крестьянского ликования. Более 2/3 депутатов Национального собрания также принадлежали к мо­нархистам или бонапартистам. Государственная слабость республи­канского движения вызвала отторжение крестьянской страны. Вос­становление в той или иной форме авторитаризма было предопреде­лено социально-политическими итогами революции 1848 г.

Ускорителем процесса стал конфликт между Национальным собранием и президентом по законодательным вопросам и о существе пре­зидентских полномочий. Монархисты в собрании повели законодательную атаку на наиболее важные гарантии республикан­ского строя, а вместе с тем и на президентскую власть. Особые опасения вызвало возрастание роли левых депутатов при довы­борах 1850 г. В ответ на это Собрание утвердило новый из­бирательный закон 31 мая 1850 г., которым в нарушение кон­ституции вводился повышенный ценз оседлости (в 3 г.) и вос­станавливался имущественный ценз. Количество избирателей тем самым сократилось более чем на 3 млн. (30%). В июле 1850 г. были приняты ограничительные меры против свободы печати: денежные залоги, особые регистрационные сборы. Под давлени­ем Национального собрания было распущено более 120 муни­ципалитетов, переизбрано до тысячи мэров. Особым законом народное образование было поставлено под контроль католиче­ской церкви. Господствовавшая в Собрании «партия порядка» практически превратила страну в полицейское государст­во. Группировка легитимистов стала выдвигать на престол внука низложенного Карла X.

Борьба между «партией порядка» и президентом окончилась политической неудачей для первых. На сторону президента стали финансовые и промышленные круги. В 1851 г. Генеральный совет земледелия, мануфактур и торговли выступил с заявлением о том, что «недостает безопасности в настоящем и доверия к будущему». Пассивная оппозиция Собранию и правительственной политике ох­ватила широкие круги. На этом фоне Луи-Наполеон воспользовался ситуацией для изменения соотношения власти в стране. 2 декабря 1851 г. президент опубликовал декрет, которым Национальное со­брание распускалось, избирательный закон 1850 г. отменялся, вос­станавливалось всеобщее избирательное право и предлагались изме­нения в конституцию. По сути, это был государственный перево­рот, но в пользу начал конституции. Декретом предлагалось продлить полномочия президента до 10 лет, сделать министров от­ветственными перед ним, увеличить значение Государственного со­вета, восстановить Сенат. Переворот прошел при опоре на армию, что вызвало возмущение в стране, вплоть до вооруженной борьбы в Париже в пользу сохранения якобы республики. Несмотря на под­держку крестьянства, переворот был встречен волнениями и в про­винции. В итоге репрессий до 30 тыс. чел. были арестованы, до 10 тыс. депортированы в колонии, 84 депутата были изгнаны из Собра­ния. Военная атмосфера переворота придала новому режиму старый облик цезаризма.

В конце декабря 1851 г. переворот был легитимирован. Плебисцит по вопросу о поддержке народом президента и о дарова­нии ему необходимых полномочий для восстановления конституции принес убедительную победу Луи-Наполеону: свыше 7 млн. «да» против 650 тыс. Итоги преобразований были закреплены в новой конституции.

Конституция 14 января 1852 г. возродила уклад цезаризма, вос­произведя принципы конституции VIII года (1799). Основой госу­дарственности стала власть президента, избиравшегося на 10 лет всеобщим голосованием. Президент приобрел прямое участие в за­конодательстве, стал главой правительства. Единственно президент назначал иа все должности, определял все вопросы внешней поли- • тики, выступал с законодательной инициативой.

Значение законодательной власти было сокращено воссозданием системы трех учреждений. Государственный совет (члены которо­го — 40-50 — назначались президентом) составлял и обсуждал за­конопроекты. Законодательный корпус (из 251 депутата, избирав­шихся всеобщим голосованием на 6 лет, но под руководством прези­дента, который выдвигал т. н. официальных кандидатов по округам) только вотировал предложенные ему законы. Сенат (150 членов, пожизненно назначаемых президентом из числа «изве­стных лиц») был своего рода конституционным гарантом, мог отме­нять или изменять законы под предлогом их несоответствия консти­туции, а также изменять саму конституцию по согласованию с пре­зидентом.

Конституция содержала также Декларацию гражданских прав, составленную во многом исходя из документа 1789 г. Но права и свободы были даже юридически обставлены значительными оговор­ками. Всеобщее избирательное право нисколько не препятствовало установлению режима полумонархической диктатуры.

Общественная поддержка режиму Луи-Наполеона склонила пра­вительство к открытому возрождению цезаристской монархии. 7 но­ября 1852 г. республика, существовавшая уже только номинально, была упразднена и тем же сенатус-консультом воссоздана империя. Принц-президент был провозглашен императором под именем На­полеона III. В конце ноября 1852 г. новый плебисцит одобрил (7,8 млн.: 253 тыс.) конституционные перемены.

Установившийся строй Второй империи (1852-1870) по форме был конституционной монархией. На деле, по крайней мере в 1852-1860 гг., режим отличался значительным авторитаризмом, умалени­ем прав Законодательного корпуса и усилением роли правительства. В 1853 г. императору было предоставлено право даже составлять го­сударственный бюджет в отсутствие Законодательного корпуса. Существенно были ограничены свободы печати и собраний. Представи­тельные учреждения были по большей части фиктивными, Законо­дательный корпус заседал не более 3 месяцев в году, заседания бы­ли практически закрытыми для прессы и для публики; это приглу­шало возможную оппозицию. Национальная гвардия распущена. Существенно повысил правительственные полномочия закон 14 ян­варя 1858 г. (принятый после неудавшегося покушения на импера­тора) об общественной безопасности: властям было предоставлено право превентивных арестов. Оппозиционеров и ранее принадлежавших к «тайным обществам» чисто административными решения­ми ссылали в Алжир и заморские колонии.

За годы политической, хотя и консервативной стабилизации страна сделала значительный шаг в экономическом и финансовом развитии, выросло значение среднего класса. Это стало основой воз­рождения либерально-республиканской оппозиции, заявившей о се­бе на выборах 1857 г. Начиная с 1860 г. правительство, и в особен­ности лично император, стали на путь существенной либерали­зации режима при сохранении начал Конституции 1852 г. Были расширены права Законодательного корпуса (I860), разрешена пуб­ликация парламентских отчетов. Сделаны послабления в отношении свободы печати и собраний.

С 1866 г. в составе Законодательного корпуса стало все более возрастать значение республиканской оппозиции. Неудачи монар­хии во внешнеполитической сфере, в отношениях с Римской цер­ковью, наконец в мексиканской войне вызвали обострение обще­ственной обстановки. Свою роль сыграл и новый экономический кризис 1867-1868 гг. Проекты либеральных реформ — «более ре­шительных», как заявил Наполеон III в Совете министров (январь 1867), — растворялись в бюрократической практике. Выборы 1869 г. принесли существенный успех республиканской оппозиции, превращавшейся в самостоятельную политическую партию. В мар­те 1870 г. император предложил очередную конституционную ре­форму в либеральном духе, утвержденную сенатус-консультом 20 апреля 1870 г. Реформа получила одобрение, хотя уже не столь единодушное, на очередном национальном плебисците. Согласно обновленной конституции, Сенат и Законодательный корпус реор­ганизовывались в двухпалатное Собрание с законодательными пра­вами; император сохранял участие в законодательной власти и воз­главлял правительство. Провозглашался принцип ответствен­ного правительства. Однако неудачные правительствен­ные решения вовлекли Францию в войну с Пруссией, которая окончилась разгромом Франции и одновременно крахом Второй им­перии.

Развитие государственного строя Франции в 1814 — 1870 гг. ха­рактеризовалось борьбой авторитарного начала с республиканским, которые в равной мере одновременно были порождены Революцией XVIII в. Преобладающее значение авторитаризма предопределило господство форм реализации власти (политического режима) над чисто конституционным распределением полномочий. Это сформи­ровало одну из важнейших особенностей французского государст­венного m-рядка на все последующее время.

§ 63. Государственно-политический строй Франции периода Третьей республики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: