Реставрация «легитимной» монархии

Эволюция государственного строя Франции в 1814 — 1870 гг.

Военные поражения армий Наполеона в 1812-1814 гг. предопределили конец Первой империи. Общая позиция со­юзников (Англии, России, Пруссии, Австрии) заключалась в стрем­лении к полной трансформации военно-монархической диктатуры Бонапарта и замене ее чем-то сходным с монархией первого этапа французской революции. В крахе Империи сыграли свою роль и внутриполитические противоречия: оппозиция режиму Наполеона среди новой знати и даже среди военной верхушки, в апреле 1814 г. отказавшейся повиноваться императору после вступления союзни­ческих армий в Париж.

Стремясь сохранить, и даже восстановить свое значение в новых политических условиях, Сенат и Законодательный корпус (во главе с министром Талейраном) установили контакт с союзниками. 1 ап­реля 1814 г. по согласованию с ними было назначено временное правительство из 5 сенаторов. Сенат принял решение об отрешении от власти Наполеона, сопряженное с обвинением его в бесчислен­ных военных и политических грехах, а также лишил прав престоло­наследия его фамилию. 6 апреля 1814 г. Сенат призвал на престол брата казненного в 1793 г. короля под именем Людовика XVIII (его кандидатура была согласована с союзниками). Новому монарху был предложен проект конституции, по которой предполагалось сохра­нить права сенаторов и прежней бюрократии, а в политическом смысле заключить своего рода договор между нацией и королем. Людовик XVIII отверг эту конституцию, и в мае 1814 г. принял власть в качестве преемника свергнутой монархии «старого режи­ма». Согласно мирным договорам с державами-победительницами Франция теряла все завоеванные с 1795 г. территории.

Восстановление монархии «старого режима» было реально невоз­можно из-за совершенно новой социальной ситуации в стране без опасения вновь вызвать революционный взрыв и гражданскую вой­ну. 4 июня 1814 г. Людовик XVIII обнародовал Конституционную Хартию. Она была составлена особой комиссией, руководствуясь главным образом образцом институтов английской парламентской монархии. В период Ста дней временного возвращения Наполеона (март-июнь 1815 г.) Хартия была приостановлена. Попытка Напо­леона заменить ее особым «Дополнительным актом к конституции Империи» (22 апреля 1815 г.), в котором он пытался согласовать свою власть с новопровозглашенными парламентскими института­ми, не привлекла к нему симпатий знати и союзников. Военное по­ражение армии Наполеона под Ватерлоо подвело окончательный итог Первой империи. 6 июля 1815 г. Хартия была восстановлена.

Хартия 1814 г. установила во Франции уклад конституци­онной парламентской монархии с консервативно-ли­беральным политическим режимом. Важным элементом содержания Хартии было провозглашение легитимного монарха условным цент­ром государственности, сохранение прав и прерогатив короны было названо как важнейшая гарантия государственной стабильности. Новая конституция была октроирована (дарована монар­хом), что также ослабляло статус представительных учреждений, и всецело основана на идее божественных прав короля.

Хартия не могла не сохранить основы установившегося после революции социально-политического порядка. Про­возглашалось равенство всех перед законом, гарантировались лич­ная свобода, свобода вероисповедания, печати, неприкосновенность и неотчуждаемость собственности (ст. ст. 1-10). Вместе с тем като­лическая религия объявлялась официальной и основой власти коро­ны. Отменялась рекрутчина. В декларациях новая монархия обеща­ла быть более либеральной, чем военизированный режим Первой империи и уклад цезаризма. Гарантировались права солдат, а также неприкосновенность распроданных после революции конфискован­ных земель церкви и эмигрантов. Но наряду с этим дворянству дол­жны были быть возвращены его права на земли, остававшиеся в на­циональном фонде.

Законодательный корпус (парламент) был двухпалатным. Вер­хняя — Палата пэров — назначалась монархом из лиц осо­бого статуса с высокими возрастным и имущественным цензами (голосовать могли лишь лица старше 30 лет, хотя присутство­вать — и моложе). Председательствовал в палате канцлер. Этот орган был не столько законодательным, сколько судебным и конт­ролирующим (ему поручалось исследовать случаи государственной измены и нарушения безопасности). Нижняя — Палата де­путатов — избиралась населением, специальными электораль­ными коллегиями, из лиц с высокими возрастным и имуществен­ным цензами (старше 40 лет и выше 1 тыс. франков уплачиваемых в год налогов). Избирателями также могли быть только лица с хо­рошим имущественным положением. Депутатов избирали на 5 лет с ежегодным обновлением на 1/5 (с 1824 г. — на 7 лет и полно­стью переизбиравшихся). Однако законодательные полномочия парламента были условными. Он вправе был только просить короля об издании закона по тому или иному вопросу, а затем вотировать предложенные законопроекты, причем голосование бы­ло секретным.

Основные государственные полномочия были сосредоточены в персоне короля. Он был главой государства, от его имени осуществлялась юстиция в стране, судьи назначались королем, но были не­сменяемы. Главное — единственно королю принадлежала зако­нодательная инициатива, он издавал и обнародовал за­коны. Король собирал и распускал парламент. Он командовал ар­мией, ему полностью были подведомственны вопросы внешней политики. В качестве главы государства король обладал правом вер­ховного помилования. Монарх был полностью безответствен.

По английскому образцу и в нарушение традиций французского конституционализма министры отныне могли быть членами парла­мента. Это должно было способствовать связи исполнительной и пар­ламентской власти. Однако ответственность министров была неопре­деленной, и они в наибольшей степени были королевскими.

Первые выборы после Реставрации принесли победу ультрароялистам. Более 2/3 состава Палаты депутатов были выходцами из старой земельной аристократии и эмигрантов. Деятельность Палаты заслужила ее членам звание «больших роялистов, чем сам король», а Людовик XVIII окрестил парламент «Бесподобной палатой». Из­менения в избирательной системе (по закону 1817 г.) не перемени­ли существенно расстановки политических сил. Большинство ново­избранной палаты также оказались крайними монархистами. Такая расстановка политических сил, пагубная для французского обще­ства, сослужила историческую важную службу в становлении французского парламентаризма: Палата депутатов пошла на сотрудничество с правительством, и потому власть более не видела в ней оппозиционного института. Это обеспечило, в част­ности, возрастание влияния Палаты (пусть крайне консервативной) на исполнительные структуры: по инициативе депутатов было свер­гнуто до десятка правительственных министров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: