double arrow

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ


О введении нэпа

Задание 5

Задание 4

Задание 3

Сравните внутреннюю политику в период руководства Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, выделите общее и различия. Заполните таблицу.

Сравнение внутренней политики Н.С.Хрущев и Л.И. Брежнев
Общее
 
различия
Н.С.Хрущев Л.И. Брежнев
   

Источниковедческая интерпретация фрагмента исторического документа

Из письма читателя журнала «Коммунист»,

присланного в редакцию в начале 1960-х гг. с пометкой

«Прошу поместить следующие подслушанные в пути мысли и ответить на них людям»:

«[он] называет наших руководителей «слугами народа», это все равно, что черное назвать белым… Всегда слуга получал плату у хозяина, хозяин ему ее устанавливал. У нас наоборот. Страшно широкий замкнутый круг общегосударственных и местных вождей, считающих себя гениями против руководимой ими черни, сами себе установили огромные оклады, боятся разрешить самому народу подумать об установлении оплаты руководителям, о выборе руководителей…

Люди хотят снижения цен. Его нет несколько лет… Нужно, чтобы хотя бы по внешнему виду наши руководители были похожи на трудящихся больше, чем на буржуев… По радио и в газетах меньше восхвалять сегодняшний день, а больше звать к завтрашнему. Культ личности был не только Сталина и не по его только вине, а большинства руководителей, по их вине. А они в седле».




Вопросы:

1. Как назывался период, когда было написано это письмо, что было отличительной чертой этого периода? Кто был руководителем страны?

2. Какие проблемы жизни советского общества волнуют автора? В чем состоит сущность его обращения к властям?

Задание с «запланированной ошибкой»

Прочтите представленный текст.

Найдите ошибки, подчеркните их.

Ниже приведите правильный вариант с пояснением (весь текст не переписывать!).

Чтобы ускорить восстановление разрушенной войной экономики, В.И. Ленин санкционировал введение новой экономической политики. Разрешалась свободная торговля, аренда, концессии, частные предприятия. Новая политика вводилась всерьез и надолго. Уступки коммунистов в области экономики сопровождались либерализацией политического режима. В новых условиях возродились политические партии, свободная пресса. Конституция 1924 г. гарантировала права не только трудящихся, но и предпринимателей. Интеллигенция получила возможность свободно выезжать за границу.

Семинарское занятие № 1

ИСТОРИЯ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ.

1. Сущность и функции исторического знания. Научные категории истории

2. Понятие об историческом источнике. Современное понимание источника.



3. Понятие об историографии. История и историография в современном историческом знании.

4. Основные этапы развития историографии отечественной истории.

Литература:

Ø Гречко П.К. Концептуальные модели истории. - М., 1995.

Ø Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 1987 (2002).

Ø иях. - Л., 1991.

Ø Смоленский Н. И. Теория и методология истории. – М.: Академия, 2007.

Ø Философия истории. - М.: Гардарика, 1999.

Ø Глава VIII. Движущие силы развития общества / Барулин В.С. Социальная философия // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bar/12.php

Ø Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. - М.: Изд. корпорация "Логос", 1995 или // http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_humanitarian_6.html

Ø Гринин Л.Е. Личность в истории: эволюция взглядов / http://www.socionauki.ru/journal/articles/129557/

Ø Ивин А.А. Введение в философию истории: Учебное пособие. – М., 1997 или http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Ivin/_Index.php

Ø Панарин А. Философия истории // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Panarin/index.php

Ø Поппер К. Нищета историцизма. – М., 1993 или http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Popp_NiIst.php

Ø Прогресс / Философский словарь //http://www.philosophydic.ru/progress

Ø Роль личности в истории / Большая Советская Энциклопедия. 2-е изд. Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия». Главный редактор Б. А. Введенский. Т. 36 (1955) / http://dbs-win.ruhr-uni-bochum.de/personalitaet/ru/index.php?cp=document&id=110



Ø Фукуяма Ф. Конец истории? // Философия истории. Антология. М., 1995. // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/_Fuk_EndIst.php

Ø Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/fuku/index.php

Методические рекомендации

Данное семинарское занятие посвящено проблемам теоретического и методологического значения исторического знания. Изучив работы, предложенные в списке источников и литературы, необходимо ответить на следующие вопросы: что составляет предмет исторической науки и каковы ее основные функции; что такое исторический источник и каковы основные группы исторических источников; какие модели и теории являются наиболее актуальными в современной исторической науке; каковы традиционные и современные методы исторических исследований; что такое историография; какие этапы прошла отечественная историография в своем развитии.

Семинарское занятие № 2

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА РУСИ

ПО «РУССКОЙ ПРАВДЕ».

1. Общая характеристика «Русской правды» как памятника древнерусского права (время составления, редакции, списки).

2. Структура древнерусского общества по «Русской Правде»; категории населения и их социально-правовой статус.

3. Отрасли права в «Русской Правде» (частное право, обязательственные отношения, понятие и виды преступлений, система наказаний, пережитки обычного права).

4. Землевладение светских и церковных феодалов в Древней Руси.

Источники и литература

Ø История государства и права России: сборник документов. – М., 1995.

Ø Памятники русского права. Сб. док. – М., 1952.

Ø Российское законодательство X – XX вв. Тексты и комментарии. Сб. док. – М., 1984. − Т. 1.

Ø Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. – М., 1982.

Ø Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – Л., 1983.

Ø Тихомиров М.Н. Древняя Русь. – М., 1975.

Ø Фроянов И.Я. Киевская Русь. – Л., 1980.

Ø Юшков С.В. Русская Правда. – М., 1950.

Методические рекомендации

Данное семинарское занятие посвящено анализу одного из крупнейших источников по истории Древней Руси – «Русской Правде». Анализ этого документа позволит выявить социальную структуру древнерусского общества и ее генезис, характер экономических отношений, процесс становления феодального хозяйства, сущность правовых отношений и на Руси и целый ряд других важных аспектов.

В начале семинарского занятия следует провести анализ самого источника – «Русской Правды», выяснив время ее составления, основные известные сегодня списки и редакции этого документа, а также выяснить, какую роль играл этот кодекс в жизни древнерусского общества и, следовательно, насколько валидным источником он является.

Затем следует провести анализ «Русской Правды» по заявленным в пп. 2 – 4 позициям, при этом следует опираться собственно на текст источника (разумеется, в современном переводе). Полезным будет и сравнение анализа этого документа в работах крупнейших отечественных специалистов по Древней Руси, чьи труды приведены в списке литературы.







Сейчас читают про: