Форма гимназистов императорской России в 1803-1850 гг

Из истории школьной формы в России

История школьной формы в России богата событиями и восходит к временам возникновения униформы. Возникнув в XVII столетии, в самую абсолютистскую эпоху, униформа верой и правдой служила монархам, создавала мифы о силе и непобедимости августейших армий. Чем жестче и авторитарнее был государь, тем послушнее следовала униформа уставам и предписаниям. Но при мягких, либеральных монархах она с легкостью нарушала правила, открыто заигрывая с модой, не стесняясь быть практичной и простой.

По этому принципу развивалась и форма русских гимназистов. Во времена суровых монархов она, лишенная индивидуальности, красивая и скучная, подчинялась уставам. В эпохи либеральных правлений, особенно при Николае II, форма стала более функциональной, удобной и в большой степени зависела от вкусов и предпочтений тех, кто ее носил. Впрочем, какой бы послушной или демократичной ни была ученическая форма, она следовала военному стилю — во все времена и при любых монархах.

Гимназическое платье появилось в эпоху Александра I. Все началось с опубликования 5 ноября 1803 года «Устава учебных заведений, подведомственных университетам», согласно которому гимназии являлись учреждениями, готовящими для поступления в университеты и преподающими дисциплины «необходимые для благовоспитанного человека». Настало время разработать соответствующую униформу. Однако то, что появилось в качестве гимназического платья в царствование Александра I, было далеко от идеального единообразия. Воспитанники знатнейших гимназий и пансионов надели костюмы, заимствованные у студентов университетов соответствующих учебных округов, однако их крой, цвет и отделка варьировались от года к году, так как еще не были официально регламентированы. В 1800-е годы пансионеры Одесской гимназии носили однобортные синие мундиры. Воспитанники пансиона при Московском университете щеголяли в темно-синих мундирах с малиновыми воротниками.

Неизвестный художник первой половины ХIХ века. Портрет гимназиста Кайдалова (не ранее 1842 года).

В начале 1820-х годов костюм учеников стал разнообразнее. К примеру, в Санкт-Петербургском благородном пансионе (будущей Санкт- Петербургской 1-й гимназии) существовали целых три вида формы — утренняя, вседневная и парадная. После второго утреннего звонка воспитанники надевали суконный халат, натягивали чулки и сапоги. В них совершали короткую молитву у кроватей и отправлялись мыться. Затем наставала очередь надеть классное платье. Оно представляло собой двубортный синий сюртук с гладкими позолоченными пуговицами, с красным воротником и темной выпушкой по краю. В торжественных случаях облачались в парадный мундир. Он отличался от вседневного тем, что на красном воротнике с черной выпушкой красовались золотые галунные петлицы, а красные обшлага рукавов украшали гладкие позолоченные пуговицы (по две на каждом). Эти мундиры вполне соответствовали позднеампирному стилю — были украшены золотым шитьем, по-модному тесны и чрезвычайно неудобны: упрямый жесткий воротник впивался в шею, талия была немилосердно заужена и мешала воспитанникам легко двигаться. Головным убором служила суконная фуражка с синей тульей, красным околышем и черным кожаным лакированным козырьком.

Император Николай Павлович, сменивший на троне своего брата Александра, был болен униформой, премудрости и тонкости которой знал назубок. 27 февраля 1834 года был издан длинный, подробный, перегруженный деталями «Указ о гражданских мундирах», описывающий все возможные виды чиновничьего платья. В параграфе 88 указывалось иметь студентам и воспитанникам всех учебных заведений, состоящих под ведомством министерства Народного просвещения, мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми и серебряными петлицами из галуна по округам (см. https://www.nlobooks.ru/node/2965).

Но и на этом не остановился император. В феврале 1834 года он назначил своими «гвардейцами» пансионеров-дворян трех знатнейших петербургских гимназий (1-й, 2-й и 3-й) и позволил им носить особую форму. На занятиях воспитанники должны были присутствовать в синих суконных однобортных куртках с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Парадные синие мундиры тоже украшали красный воротник с золотыми галунными петлицами и позолоченные пуговицы. Фуражки отличались от прежних только наличием выпушек: воспитанникам 1-й петербургской гимназии полагались красные, 2-й гимназии — белые, 3-й — голубые.

Однако уже в апреле того же года расторопный министр Народного просвещения граф Уваров предложил ввести этот петербургский «гвардейский» тип униформы во всех прочих гимназиях. Идею эту император одобрил. Отныне воспитанники всех гимназий носили синие куртки и мундиры с красными воротниками и петлицами. Привычные сине-красные фуражки были дополнены выпушками определенного для каждой гимназии цвета.

Описания формы николаевского времени даны в «Воспоминаниях» Н. Златовратского: «…невероятно блестящий, но и крайне несуразный гимназический мундир николаевских времен, который мы называли «спереди кофта, а сзади фрак», с громадным, тугим, стоячим, шитым золотым позументом воротником, который держал все тело в самом неестественном положении; тем не менее он меня приводил в самое восторженное настроение» [Златовратский Н.Н. Воспоминания. – М.: Гос. Издательство художественной литературы, 1956. – С.47.].

Дагерротип. Портрет гимназиста (1850-е годы)

Идея заменить ученический синий цвет на чиновничий темно-зеленый, от которой отказался Николай I, показалась заманчивой императору Александру II. Как только Александр Николаевич взошел на престол, он потребовал немедленно переобмундировать армию и чиновников. Гимназисты тоже не избежали этой участи. В июне 1855 года им спешно определили новую форму — парадную и вседневную. Во время торжеств, высочайших визитов и других знаменательных событий они надевали мундирный однобортный темно-зеленый полукафтан, похожий на те, в которые тогда облачились чиновники. Цвет воротника и обшлагов, петлицы, пуговицы и фуражки оставлены прежними. Сюртуки и куртки (носившиеся пансионерами гимназий) приобрели скошенный воротник. Он пришелся воспитанникам по душе, так как роднил их с военной элитой России — императорской гвардией, отличавшейся именно такими, скошенными стоячими воротниками.

Еще во времена Николая Павловича гимназисты зимой носили шинели. Однако в 1856 году ввели еще и пальто темно-зеленого цвета, двубортное, по шесть пуговиц в ряду. На воротнике были суконные петлицы, аналогичные по цвету воротнику на полукафтане. Каждая имела по одной пуговице. В более холодное время воротники украшались мехом — каракулем, лисой, бобром... Их обожали юные франты, ведь в те годы пальто было хитом французской мужской моды. Эти удобные пальто постепенно вытеснили грузные, широкие николаевские шинели.

В 1864 году произошла очередная реформа образования. Средние учебные заведения были разделены на гимназии, прогимназии и реальные училища. В первых делали упор на гуманитарные дисциплины и готовили, как и встарь, к поступлению в университеты. Вторые давали неполное среднее образование. Реальные училища оканчивали те, кто хотел продолжать образование в технических и коммерческих вузах. Новая система — новая форма. В 1864 году гимназисты надели однобортный полукафтан уже привычного темно-зеленого цвета с черными пуговицами (ссылка на Хорошилову). К вящему неудовольствию многих мальчуганов «гвардейский» воротник был заменен на отложной. Галунные петлицы исчезли, а вместо них появились унылые суконные, единого для всех гимназий синего цвета. С полукафтаном носили темно-зеленый жилет, суконный или шелковый галстук, темно-серые брюки, а поверх него — темно-зеленое пальто с черными пуговицами.

В царство Александра II чуть ли не каждый год император и военное министерство кроили и перекраивали вновь введенные мундиры, меняли их цвета и фурнитуру, шитье, шифровки, выпушки. Только принят указ о новой форме, только усердные родители заказали ее у хороших закройщиков, только воспитанники начали к ней привыкать, как в 1868 году опубликовали новое постановление. Теперь гимназисты должны были носить темно-синие однобортные мундиры, не доходившие до колен, с девятью гладкими посеребренными пуговицами, скошенным воротником с узким серебряным галуном. С мундиром носили темно-серые брюки, которые по французской военной моде тех лет кроили широкими и слегка мешковатыми. Доминирование синего в гамме цветов новой униформы было моментально отмечено остряками, и за гимназистами прочно закрепилось прозвище «синяя говядина».

В качестве головного убора ввели кепи с широким кожаным козырьком, заимствованное, как и многое другое в эпоху Александра II, из французской военной униформы. Его украшали белые выпушки (вокруг тульи и верхнего края околыша). Гимназические цвета, по которым было нетрудно определить учебное заведение, окончательно ушли в прошлое, им на смену пришла военизированная арматура, крепившаяся над козырьком на околыше. Ее посеребренные лавры окружали аббревиатуру, состоявшую из букв и цифр. По этому шифру при определенной сноровке можно было точно определить, в какой гимназии учится воспитанник. «С. П. Б. 1Г.» — Санкт-Петербургская первая гимназия, «О. 2Г.» — Одесская вторая гимназия, «Р. Г.» — Ришельевская гимназия.

Форма образца 1868 года весьма напоминала обмундирование русской армии — возвращен стоячий «гвардейский» воротник, введены французские кепи и шифровка, как в армейских частях. С военными гимназистов роднило и серое двубортное пальто «офицерского образца», а также песочного цвета башлык из верблюжьего сукна, надев который воспитанники в полной мере ощущали себя «господами военными». Иногда их, действительно, с ними путали. Мстислав Добужинский приводит такой случай: «Один хлыщеватый драгунский вольноопределяющийся в потемках около того же самого катка принял меня за офицера: я был высокого роста, и мое форменное светло-серое пальто было совсем офицерского покроя. Он вытянулся и взял „под козырек", я же нашелся и вежливо сказал: „Пожалуйста, не беспокойтесь, проходите" (как говорил мой папа юнкерам и кадетам в таких случаях), тут же расхохотался» (Добужинский 1987: 102).

В 1870 году убеленные сединами чиновники неожиданно спохватились — за увлекательнейшим делом составления новой униформы они позабыли о вседневном платье. Ведь не целый же день мальчишкам носить красивые александровские полукафтаны. Было решено ввести домашнюю одежду для пансионеров, а также для тех воспитанников, которые жили на общих ученических квартирах. Таким образом в 1870 году появились серые суконные однобортные пиджачки с отложным воротничком и шестью костяными пуговицами, носившиеся с суконными темно-серыми шароварами (ПСЗ; XLV; Отделение 1; № 47997: 143).

Любопытно, что тогда же воспитанникам, учившимся в южных областях российской империи, в летние месяцы разрешили носить такие же пиджаки, но из беленого хлопка и парусины. В этом тоже ощущалось влияние военного стиля, ведь еще в 1860 году офицеры русской армии надели белые полотняные кители (полотнянники).

В царствование Александра III гимназическое платье оставалось в целом без изменений. Появлялись отдельные элементы, соответствовавшие духу новой военной формы 1880-х годов. К примеру, в 1881 году кепи заменили фуражками, при этом их цвет, выпушки и арматура оставлены прежними. В зимнее время их подбивали ватой, а в летнее покрывали белыми чехлами, как это было принято в армии.

Гимназисты все еще носили традиционные темно-синие однобортные мундиры с галунами на воротнике. Однако они были отнюдь не у всех и в некоторых гимназиях надевались исключительно по парадным случаям. Александр Бенуа, учившийся в гимназии Императорского человеколюбивого общества, вспоминал: «Она (парадная форма) была общая по покрою и цвету с формой всех других классических гимназий, то есть синяя куртка с серебряным шитьем на вороте и серебряными пуговицами. Парадную форму сшили мне только к свадьбе брата Михаила в 1884 г.; шитье на ней было отменного качества и подкладка была белая шелковая. При всей моей ненависти к ношению формы, этим своим „шикарным" мундиром я гордился и охотно щеголял в нем в театре» (Бенуа 1990: II, 401).

Повседневной одеждой этой и некоторых других гимназий в царствование Александра III были «русские» рубахи черного или темно-синего цвета, косой борт которых спускался по диагонали к кушаку. Они были заимствованы из военного костюма, тон в котором тогда задавал русский стиль. Одновременно были введены и гимнастические рубахи-косоворотки из небеленого полотна для упражнений.

Пожалуй, самой удобной и практичной была форма гимназистов в царствование Николая II. Император внедрял функциональную, легкую полевую форму, превращая армию в безликую, но боеспособную оливково-серую машину. В силу того что главными движителями времени были война и спорт, форма воспитанников гимназий пополнилась удобными и остромодными блузами-гимнастерками и куртками-кителями.

В приготовительных классах большинства гимназий костюм не был регламентирован, и потому мальчики носили все то, что их родители считали уместным. Свой выбор они обычно останавливали на милых матросках или бархатных курточках, бриджах и чулочках. Голову «приготовишки» украшала заветная бескозырка с ленточками. Если мальчонка учился хорошо, папа дарил ему георгиевскую ленточку с именем какого-нибудь геройского крейсера. Они продавались вместе с другой псевдовоенной атрибутикой в детских магазинах.

Ученик надевал форму, поступив в первый класс. В северо-западных частях России воспитанники гимназий носили темно-синие гимнастерки с тремя серебряными пуговичками. В южных округах были распространены такие же блузы, но серого цвета, отчего некоторые в шутку сравнивали воспитанников с арестантами. Рубахи подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой стояли буквы и цифры, соответствовавшие номеру и местоположению гимназии. Особым шиком считалось носить «немеркнущую» пряжку, серебро которой не темнело от времени. Такие стоили дороже обычных. К примеру, ученики Императорской Николаевской Царскосельской гимназии покупали их в магазине Угрюмова. Каждая была обернута в легкую папиросную бумагу и продавалась вместе с черной коробочкой.

Летом гимназисты всех округов надевали белые блузы из коломянки, схожие с теми, какие тогда носили кадеты. Их также подпоясывали черными ремнями с пряжками. И зимой и летом, независимо от погоды, носили черные суконные брюки.

В униформе гимназистов существовала определенного рода дедовщина. Воспитанники младших классов должны были носить все по уставу (за этим ревностно следили старшеклассники) — блузы аккуратно заправлены за ремень, пряжки вычищены, фуражки с прямой тульей. «Старикам» позволялось форсить. Они не признавали скучных «солдатских» блуз и носили ладно скроенные, тесные и порой весьма короткие куртки с невысоким стоячим воротником. Строгих правил относительно их кроя и деталей не существовало. Каждый придумывал себе куртку сам. Она могла быть черного, темно-синего или темно-серого цвета. Некоторые были снабжены нагрудными карманными клапанами, что еще больше роднило их с офицерскими кителями. Застежка куртки могла быть потайной, спрятанной под планкой, а иногда была наружной. Воротники застегивались на внутренний крючок, а порой и на две серебряные пуговицы. «В наших куртках есть что-то кирасирское. Мы знаем это», — вспоминал Николай Оцуп, бывший ученик Императорской Николаевской Царскосельской гимназии. Иногда карманные клапаны курток кроились фигурным трехмысковым углом. Те, кто в них щеголял, нескромно величали себя «корнетами», втайне завидуя юнцам-кавалеристам, их выправке и красивой небрежности в одежде.

Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками. А в 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6-9 лет — коричневый (кофейный), 9-12 лет — голубой, 12-15 лет — серый и 15-18 лет — белый.(Приложение2)

Гимназистки с классной дамой. 1912 год.

Форма была предметом гордости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: