double arrow

Билет 2 политические отношения гомеровского времени. Понятие военной демократии.

ГОМЕРОВСКАЯ ЭПОХА

БИЛЕТ 1 ЭКОНОМИКА, СОЦ-ПОЛИТ СТРОЙ ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ

Гомеровская эпоха не была оторванной от культуры Крито-Микенского периода. Древняя Греция, вступив в Гомеровскую эпоху, в целом оказалась в состоянии регресса. НО ремесло уже начало отделяться, ремесленников мало, нередко они делали товары НА ЗАКАЗ.

ТОРГОВЛЯ была не развита, мерило торговли – скотина. Торговля неразрывно связана с пиратством и разбоем. Профессиональные торговцы – финикийцы (Гомер относится к ним с недоверием). Появилось ЖЕЛЕЗО, которое наряду с развивающейся частной собственностью позволило развиваться экономике. Но общественное и культурное развитие Гомеровской эпохи сказались не сразу, и в целом уровень развития этой эпохи ниже, чем у Крито-Микенской. Именно в Гомеровскую эпоху произошло зарождение ГОРОДОВ (ПОЛИСОВ) – Смирна, Эмпорио. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИЗОЛЯЦИЯ Греции и всего Эгейского бассейна (очень незначительная торговля).

ОБЩЕСТВО. Были РАБЫ, но рабство еще не было сильно развито. Гомер нередко описывает рядовых людей, трудящихся на себя. Каждый свободный общинник мог получить земельный надел – клер. Среди них выделяется беднота – ФЕТЫ. Во главе общества – ЗНАТЬ, владеющая богатствами, рабами, властью – БАСИЛЕИ. Во время войн знать выступала впереди.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ – гос организации нет, но нет и равенства. 3 органа: 1 – народное собрание (мужчины), его роль падает, 2 – совет знати, 3 – во главе каждой общины стоит БАСИЛЕЙ. Главную роль играют не собрание и не цари, а КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСЬ АРИСТОКРАТИИ.

Подводя итог, можно сказать, что, признавая некоторые черты регресса, нельзя не отрицать множество черт развития.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ – гос организации нет, но нет и равенства. 3 органа: 1 – народное собрание (мужчины), его роль падает, 2 – совет знати, 3 – во главе каждой общины стоит БАСИЛЕЙ. Главную роль играют не собрание и не цари, а КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСЬ АРИСТОКРАТИИ.

ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ- термин, введенный Л. Г. Морганом для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков первобытного коллективизма и демократии на стадии разложения первобытнообщинного строя. Вопрос в том, можно ли применять этот термин. Уже в СССР стало понятно, что НЕТ, ничего подобного там не было. РАЗВЕ ЧТО ПОЛНЫЙ НЕОДОБРИТЕЛЬНЫЙ ГУЛ МОГ ЦАРЯ ЗАВТАВИТЬ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ВОЙНЫ, И ТО НЕ ВСЕГДА.

***Что же мы наблюдали в гомеровской Греции? Аристократы представляли себя перед рядовыми членами общины как «богоподобных», и этим они оправдывали свое богатство. Экономическое могущество знати обеспечивало ей командную позицию во всех делах общины как во время войны, так и во время мира. Только богатый мог купить себе полный комплект военного обмундирования, только у богатых было время на атлетику. Именно воины из знати начинали бой. В гомеровской Греции место, занимаемое человеком в строю, определяло его положение в обществе. На народных собраниях выступали цари и герои благородного происхождения. Народ лишь мог криком выражать свое мнение. НАПРИМЕР: В Троянской войне против Агамемнона выступил обычный ратник Терсит, а Одиссей его дико убил.

Таким образом, народное собрание здесь оказывается орудием в руках небольшой кучки царей – басилеев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: