Историография истории Древнего Ирана

До расшифровки древнеперсидской клинописи не было возможности проверить данные из Библии и античных авторов. На расшифровку потратили более 2х столетий. Триумф ½ 19 в. Параллельные переводы надписей персидских царей à +ассиро-вавилонская клинопись à куча источников.

На территории Иранского нагорья в разные периоды времени находилось несколько кр. гос. образований. Сначала Др. Элам (совр. Курдистан), один из очагов др. цив-ии. В 549 г. до н.э. был завоеван Персами, попал в Ахеменидскую державу. Пользовались в том числе эламским языком. История Элама скудно освещена источниками. Античные авторы практич. не упоминают об истории Элама, видимо, они о нем почти не знали. Библия – кн. пророка Даниила.

Источники: надписи Эламских царей. Вавилонские и ассирийские тексты.

В связи со всем этим ученые поздно занялись историей Элама. В осн. изучают соц-эк, кул-ру и полит. истории. Крамер, М. Столпер, В. Хинц, Юсифов, Керамье.
Письменность: Кёниг, М. Стееф, М. Столпер.

На смену госп-ва Эламитов пришла власть Мидийцев. (70е гг 7 в – сер. 6 в.). Вопрос о времени и путях проникновения мидийцев и вслед за ними персов. Хинц, Стронах, И. Алиев, И.М.Дьяконов, Грантовский. «Ранняя история иранских племен на бл. Азии» Грантовского.

Э. Мейер, Камерон, Дьяконов, Алиев: иранские плем. вторглись на терр. иран. плато из Ср. Азии. Древнее местное нас-ие касситского и кутийского происх-ия. Сейчас: ир. пл. направились из южнорус. степей и через Кавказ.
К 9 в. до н.э. ир. пл. утвердились на плато. Др. население еще продолжало играть рояли. В Мид. царстве преобладал иранский этнический компонент.

Культура Мидийцев: изучена в трудах Луконина, «Искусство древнего Ирана». Гиршман, ванн дер Берге, Скроне.

История Мидия тоже скудно освещена в ант. текстах (Геродот). 2 т.зр. – либо империя, либо мелочь. Скорее первое.

Держава Ахеменидов (к.7 – в подч-ии у МИД. царей). В нач.5 в. племена под гл. Кира 2 восстали против Мидии и захватили её. 546 – прихватили Лидию, подчинили по-тихоньку Иран и Ср. Азию. Потом Месопотамия,

Из 200 древнеперсидских надписей только одна сч-ся подлинным ист. источником – Бехистунская надпись. Типичная царская надпись. + Авестийская литература; В. и Н. Завет; труды греч. авторов. Геродот. Г. относится к персам объективно. Вопрос о надежности этих сведений. Ктесий Книдский его критиковал. 19 в. – Стейс назвал Г. отцом лжи.
Ксенофонт – Киропедия, Элленика, Анабасис.

Опред. интерес наблюдался еще в эпоху Возрождения. Изображали Кира беспринципным негодяем.

Англия 18 в. – история Персии. У. Мидфорт.

Путешественники: Д. Барбаро (18 в.) посетил Персию. 1718 г. – команда испанцев. 1721 – де ла Валле снял копии знаков со скалы. 1724 г. – Жан Шарден вывез в Европу копию надписи. Потом Нибур

1802 г. – Гротефенд предложил свою расшифровку древнеперс. клинописи. Х. Лассен, Бьюдуф, Роуленсон пытались разгадать. Последний впервые полностью скопировал Бехист. надпись.

Раскопки Пасаргад. Священный город Ахеменидов.
Персеполь. Греч. передача местного топонима «Парса». Один из наиб. изученных др. городов. Чиканский унив-т (Херцельдт). Трехтомное издание, подгот. Шмидтом.
Сузы. С 1884 г. и- Марсель де Лафуа – фр. археол. миссия. Статуят Дария 1. Археолог. отчеты фр. школы.

Ханадан. Сатрапские центры во Фригии.

Это была лоскутная империя. Всякие дикие сако-массагеты. Различные правовые системы. Кардашира: Торговый дом Мурашу в Ниппуре. При Ахем. вав. право достигло своего рассвета.

Проблема курташи. В общем, это зависимые, полусвободные, не облад. полным статусом ахем. гражданина.

Абаев. Нет монографий, но крутые статьи. Кент. Вейзбах.

Дандамаев: «Иран при первых Ахеменидах».

Кембриджская история Ирана. М.М. Дьяконов, Фрай, Д. Кук «Персидская империя». 3-5тт. «История древностией» Мейера.

11 тт. «Ахеменидской истории».

Вопрос о религиозной принадлжености Ахеменидов. Дьяконов: надр различать изнач. зороастризм и догматическую религию Сасанидов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: