double arrow

Изменения в политической системе России в первой половине 1990-х гг


Распад СССР. Создание Содружества Независимых Государств. Образование и развитие суверенной Российской Федерации

Прологом распада СССР стало освобождение прежних союзных республик от всевластия союзного центра, контролировавшего все стороны их жизни. Большинство союзных республик в 1990 г. приняли декларации о суверенитете, включив в них специальные разделы о верховенстве республиканских законов над союзными. Результатом процесса суверенизации республик стало заметное перемещение властных функций из центра в республики. 12 июня 1990 г. на Первом Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. В соответствии с ней органы власти РФ получили право решать все вопросы государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые добровольно передавались РФ в ведение Союза ССР. При этом в Декларации говорилось о решимости России Создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. В марте 1991 г. был проведен референдум по проблеме сохранения СССР. В нем приняли участие девять республик (отказались участвовать три прибалтийские республики, Грузия, Армения и Молдова). Свыше трех четвертей голосовавших высказались за сохранение Союза. Предпринимались попытки подписания нового Союзного Договора, который был выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново-Огареве (на правительственной даче под Москвой). По этому договору республики, вошедшие в новый Союз, должны были получить значительно больше прав. Центр из управляющего превращался в координирующий. Против такого решения 19 августа 1991 г., в канун подписания договора, выступила часть высшего партийно-государственного руководства страны, объявившая о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Его постановлениями в ряде регионов страны, главным образом в России, вводился режим чрезвычайного положения, запрещались митинги, манифестации, приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, устанавливался контроль за средствами массовой информации. Однако члены ГКЧП не получили необходимой поддержки населения страны, а в Москве встретили активное противодействие демократических сил. Президента РФ Б. Н. Ельцина и его сторонников. Был ли это государственный переворот или отчаянная попытка спасти закрепленный Конституцией СССР общественный строй? На этот вопрос нет единого мнения. Августовские события ускорили распад Советского Союза. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Брестом руководители Белоруссии —С. Шушкевич. Российской Федерации — Б. Ельцин, Украины — Л. Кравчук подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединилось еще восемь республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев в связи с прекращением существования Союза ССР сложил свои полномочия.






Начало перемен в политической системе России связано с избранием Б. Н. .Ельцина Председателем Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г.), что на деле означало возникновение в стране двоевластия. К этому времени народ все более отказывал в доверии, М. С. Горбачеву, стремительно падал авторитет КПСС. Перестройка, основывавшаяся на идеях демократического социализма, потерпела неудачу. Убедительная победа Ельцина на президентских выборах в России 12 июня 1991 г. свидетельствовала о расшатывании основ старой государственной власти. Августовские события 199.1 г. привели к кардинальному изменению ситуации в России. Все органы исполнительной власти Союза ССР, действовавшие на ее территории, перешли в непосредственное подчинение российскому президенту. По его указанию были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов. КПСС перестала существовать как правящая, государственная структура. Высшим органом власти в РФ стал Верховный Совет, реальная же власть все больше сосредоточивалась в руках президента. Так, осенью 1991 г. все основные законодательные акты вводились в действие не постановлениями парламента, а его указами. К весне 1992 г. резко изменилось соотношение политических сил. Возникшая в парламенте оппозиция-стремилась к ослаблению президентских структур, установлению контроля над правительством. Сторонники президента предложили распустить парламент и прекратить деятельность Съезда народных депутатов. Чтобы устранить достигшие, опасных пределов противостояние законодательной и исполнительной власти, Ельцин объявил об особом порядке управления страной. В России фактически вводилось президентское правление. На 25 февраля был назначен референдум о доверии президенту, и его проекту конституций. Хотя референдум упрочил позиции президента, конституционный кризис не был преодолен. Напротив, он принимал все более угрожающий характер. Оппозиция не скрывала своего намерения ограничить власть и полномочия президента. Тогда президент указом от 21 сентября 1993 г. “О поэтапной конституционной реформе в России” объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по вопросу принятия новой Конституции и проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). Последовавшее за этим противостояние президента и парламента закончилось трагическими событиями октября 1993 г. в Москве, потрясшими всю Россию. Окончательный ответ, кто виноват в случившемся, —за историей.



61. «Шоковая терапия» и кризис двоевластия (1991-1993 гг.). Новый политический режим. Кризис «олигархического капитализма»

Шоковая терапия. Став президентом независимой страны, Б.Н. Ельцин заявил о своём стремлении продолжать реформы. Руководство страны взяло курс на т.н. «шоковую терапию» (политика быстрого перехода от командно-административной плановой советской экономики к экономике рыночного типа; при этом государство не должно вмешиваться в экономику, не поддерживать убыточные предприятия, но вести жесткую борьбу с инфляцией и бюджетным дефицитом).

Возглавил правительство Е.Т. Гайдар (январь-декабрь 1992 г.).

Программа реформ включала следующие направления:

  • либерализация цен, то есть отказ от административного регулирования;
  • свобода торговли;
  • приватизация – разгосударствление собственности, превращение частного сектора в основной сектор экономики;
  • жёсткие меры налогового обложения.

Реформаторы предполагали, что уже к концу 1992 г. на этой основе будет достигнута стабилизация экономики и созданы условия для её подъёма, а сам рынок без давления государства создаст оптимальную структуру экономического развития.

С начала января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. Правительство планировало, что цены возрастут в 3 раза, поэтому установило индекс повышения заработной платы, пенсий, пособий в 70 %. На практике либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год цены выросли в 26 раз. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Сбербанке. Для сбалансирования бюджета правительство стало сокращать важнейшие государственные программы, сократились социальные расходы, что ударило, в первую очередь, по малообеспеченным семьям. Резко упало финансирование армии, снизился государственный оборонный заказ.

Чубайс Анатолий Борисович (р. 1955), российский государственный деятель. С 1991 по 1994 г. председатель Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. В 1994–1996 гг. первый заместитель председателя правительства. В 1996–1997 гг. глава администрации президента России. В 1997–1998 гг. первый заместитель председателя правительства и министр финансов (март-ноябрь 1997 г.). С 1998 г. председатель правления РАО ЕЭС.

Для того чтобы вновь обеспечить массовую поддержку реформам, правительство попыталось превратить основную часть населения в класс собственников, который бы стал опорой существовавшего режима. Сделать это предполагалось за счет приватизации (т.е. передачи государственной собственности в частные руки). Руководил процессом приватизации председатель государственного комитета по управлению имуществом А.Б. Чубайс.

Радикальные экон.реформы 1992-1993г.Кризис гос.власти весной1993г.События осени 1993г. Конституционная реформа и демонтаж советской системы.Режим авторитарной демократии Б.Н.Ельцина.Обострение социальных противоречий в обществе.

После распада социалистической системы России практ. заново приходиться интегрироваться в мир. экономику. И это происх. в усл., когда конкурентоспособность российской экономики крайне низка. Внеш. торговля России напоминает слаборазвитые страны: в экспорте доминируют нефть и газ, др. полезные ископаемые. Возможности у России еще есть – в авиации, спецметаллургии, машиностроении, энергетике, биотехнологии и в др. сферах. Научно-техн. развитие страны стремительно идет на убыль.

  • снижение инфляции и валютный “коридор” привели не к распр-ю зоны действия рубля, а к ее сокращ.
  • Жесткая налоговая пол-ка и в отн-и мелких и ср. предпринимателей, и в отн-и граждан, привела к обратному рез-ту: налоги стали собир. еще хуже.
  • Низкая инфляция д. была сокр. цены на предоставление кредитов и займов, но ничего подобного не произ.
  • Прав-во попыталось оживить пром. произ-во путем выработки стратегич. направления, проведения конкурса проектов, в дальнейшем привлечении средств гос-ва и иностр. инвесторов. Но не нашлось необх. средств, и программа промышл. пол-ки так и не была утв. К концу 20 века Россия оказ. в сложном пол-и. Но еще не все потеряно. У России еще есть шанс выбраться из затянувшегося кризиса.

Есть три пути развития:

1. утрата интеллектуального и культурного потенциала развития страны, превращение ее в сырьевую базу и источник дешевой рабочей силы.

2. Реализация идеалов потребительского общ-ва и формирование высокого уровня потребления.

3. Поиск движения к информационному обществу, выработка новой стратегии реформ, смену идеалов потребительского общ-ва на систему ценностей, утверждающую престиж духовной и интеллектуальной сферы, развитие культуры, науки, технологическую револ-ю и т. д.

В стране продолжается реформирование полит. системы. Дальнейшие изменения в полит. жизни идут в направлении утв. государственности.12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция. Она закрепила перемены, произошедшие в стране. В ней указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Новый закон ограничил полномочия парламента, но усилил власть президента. Президент осуществляет право управления и законотворчества посредством указов. Президентские выборы 1996 г. утвердили Ельцина еще на 4 года.Начало перемен в политической системе России связано с избранием Б. Н. .Ельцина Председателем Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г.), что на деле означало возникновение в стране двоевластия. К этому времени народ все более отказывал в доверии, М. С. Горбачеву, стремительно падал авторитет КПСС. Перестройка, основывавшаяся на идеях демократического социализма, потерпела неудачу. Убедительная победа Ельцина на президентских выборах в России 12 июня 1991 г. свидетельствовала о расшатывании основ старой государственной власти. Августовские события 199.1 г. привели к кардинальному изменению ситуации в России. Все органы исполнительной власти Союза ССР, действовавшие на ее территории, перешли в непосредственное подчинение российскому президенту. По его указанию были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов. КПСС перестала существовать как правящая, государственная структура. Высшим органом власти в РФ стал Верховный Совет, реальная же власть все больше сосредоточивалась в руках президента. Так, осенью 1991 г. все основные законодательные акты вводились в действие не постановлениями парламента, а его указами. К весне 1992 г. резко изменилось соотношение политических сил. Возникшая в парламенте оппозиция-стремилась к ослаблению президентских структур, установлению контроля над правительством. Сторонники президента предложили распустить парламент и прекратить деятельность Съезда народных депутатов. Чтобы устранить достигшие, опасных пределов противостояние законодательной и исполнительной власти, Ельцин объявил об особом порядке управления страной. В России фактически вводилось президентское правление. На 25 февраля был назначен референдум о доверии президенту, и его проекту конституций. Хотя референдум упрочил позиции президента, конституционный кризис не был преодолен. Напротив, он принимал все более угрожающий характер. Оппозиция не скрывала своего намерения ограничить власть и полномочия президента. Тогда президент указом от 21 сентября 1993 г. “О поэтапной конституционной реформе в России” объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по вопросу принятия новой Конституции и проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). Последовавшее за этим противостояние президента и парламента закончилось трагическими событиями октября 1993 г. в Москве, потрясшими всю Россию. (1993 г., 3-4 октября - Вооружённое выступление оппозиционных сил в Москве. Штурм мэрии и Останкинского телецентра, расстрел правительственными войсками Белого дома, гибель около 150 человек. )

Окончательный ответ, кто виноват в случившемся, —за историей.

62.Внутренняя политика России в начале XXI в. Укрепление государства. Реформы управления, налоговая, судебная. Новая структура федеральной исполнительной власти. Социально-экономическое развитие, ухудшение экономической ситуации.







Сейчас читают про: