double arrow

Становление белорусской национальной историографии и ее развитие в 20-30-е годы ХХ века

Буржуазно-демократическая историография истории Беларуси периода феодализма.

В середине 19в. усугубляется кризис феодальных отношений. Буржуазные историки объектом своего внимания сделали историю социально-экономических отношений, уделив особенно большое внимание формированию сословий, органов государственной власти и самой государственности, некоторое внимание уделялось и экономической истории.

Меняются и методологические установки. Методология провиденциализма исчезает, методологию волюнтаризма выступает редко. Важное место занимает методология географического детерминизма. В начале 20 века проникает марксистская методология.

С.М. Соловьев «История России с древнейших времен до наших дней» – предельно детализирована, имеет огромное количество ссылок и сносок, использует несколько источников сопоставления. Внимание уделяется ВКЛ и РП – политическая история Полоцких и Туровских земель, формирование ВКЛ, пограничные войны, мирные отношения. Концепция Соловьева по отношению к ВКЛ традиционна, но она более научна (он анализировал влияние католической церкви, что привело к тому, что получила распространение культура и литература на латинском языке, приведшее к всплеску культуры. Он видел и прогрессивное значение Польши, но влияние ее на ВКЛ – негативное явление, оно (ВКЛ) должно было развиваться самостоятельно. После введения ВКЛ в состав РП экономическое и культурное развитие приостанавливается, а затем начинает деградировать. Лишь ориентация на торговлю с Россией дало толчок на развитие.

Ключевский «Курс русской истории» (5т). В корне отличается от истории Соловьева. Концепция Ключевского основана на том, что читатель уже знает факты, и он дает только анализ. Роль политика должна оцениваться по шагам страны вперед и назад. Отношение к ВКЛ более теплое, он впервые применил термин «Другая Русь» - это конкурент Москвы, но унии не позволили создаться другому славянскому государству. Католическая церковь имела значение, т.к. она распространяла теории ученых на территорию славянских государств.

В период капитализма происходит становление белорусской национальной историографии.

М.Д. Довнар-Запольский работа в разных областях истории. Первая работа посвящена истории кривичей, дреговичей, Полоцкой земле и взаимоотношению ее с другими княжествами. Он поднял вопрос о происхождении белорусов. В других работах исследуются: социально-экономическая история. Становление крестьянства и шляхты как сословий.

Его концепция уточняет этническую территорию, происхождение белорусов. Он разъяснил взгляды Тургановича и Кайдановича. В ВКЛ территория Беларуси – экономическая территория. Он отмечал, что политические позиции в ВКЛ занимала балтская знать, позднее ассимилированная. После революции он примкнул к политикам, которые создали БНР и по их просьбе написал краткий очерк истории Беларуси, который планировалось распространять в посольствах. Позднее он написал более широкую работу «История Беларуси», но она не нашла поддержки в правительстве, затерялась в архивах и была переиздана в 90-х годах. Она раскрывает серьезные проблемы: формирование сословий, ранняя история. Позднее он переезжает в Баку.

Е.Ф. Карский – лингвист, фольклорист, этнограф, историк. На рубеже 19-20вв. он опубликовал книгу «Беларусы», где доказал, что белорусский язык – это самостоятельный язык, а не диалект русского и польского, все полонизмы, русизмы – более поздние включения. Он определил территорию, где белорусский язык существует. Карта, где доминирует белорусский язык, почти совпадает с территорией современной Беларуси. Трудами Карского была создана концепция о происхождении белорусов, об их этнической территории.

Владимиров – указал гигантскую роль Ф. Скорины, как просветителя, художника-гравера.М.К. Любавский – изучал средневековую историю Беларуси. Основной труд посвящен административно-территориальному делению ВКЛ, политической истории ВКЛ с 13 до 17в., рассматривал все вопросы социальной собственности, конфессиональные проблемы, этнические проблемы. Выдвинул предположение, что границы средневековых волостей-местечек совпадают с границами отдельных племен. Исследовал также политическую историю – управление, государственное устройство, социальную политику ВКЛ и РП, разрабатывал экономические вопросы – земельная собственность, формирование ее у шляхты.

А. и М.С. Грушевские – современники Довнар-Запольского. Создали концепцию о том, что не было общеславянского единства, а были украинцы; их расселение породило русских и белорусов. А.С. принадлежит очерк политической истории Туровской земли.

Вацлав Ластовский. Не был историком. Он первый создал ученик по истории Беларуси на белорусском языке. Специализировался на 19в.

В.И. Пичета – академический историк, изучал историю Западной Руси. В 1817г. издал книгу, посвященную аграрной реформе Сигизмунда-Августа в Литовско-Русском государстве. Он создал концепцию волочной померы, исследовал особенности проведения реформы, значение, роль государства.

К моменту революции национальная белорусская история была в зачаточном состоянии. Была разработана концепция создания белорусского университета. Помощь пришла из Москвы, был направлен Пичета – первый ректор (1921). Развитие белорусской исторической науки связано с развитием исторической науки в СССР. Сложность развития белорусской исторической науки объяснялась политически. В 1923г. Покровский становится заместителем министра и отменяет преподавание истории в школах. В 1934г. Покровский скончался и преподавание истории было возобновлено.

В Беларуси с помощью Москвы, Ленингарада и др. городов формируются собственные исторические школы. В.М. Игнатовский – первый учебник по истории Беларуси (конец 20-х годов). Исторические курсы преподавались как факультативы.

В период белорусизации (20-е годы) сформировалась школа белорусских археологов, начался период активного археологического обследования белорусских земель (Кернажицкий, Мелешко, Щербаков, Шлосберг).

Кернажицкий – историк-аграрник, исследовал аграрную историю 17-18вв. «Гаспадарка прыгоннікаў на Беларусі». Он активно начал изучать «Инвентари», его труды отличаются массовостью материала.

Пичета, занимаясь социально-экономической историей, начал изучать и социально-политическую.

«Scoriniana» – показывает деятельность Скорины, значение ее в развитии культуры Беларуси, выведен на сцену Гусовский.

В конце 20-х гг. политика белорусизации свергнута. В начале 30-х практически все белорусские историки репрессированы.

Достижения:

1. Гораздо активнее стали изучать аграрную историю.

2. Стали изучать историю Восточной Беларуси.

3. Создана Белорусская археология.

4. Разработана и углублена концепция происхождения белорусов.

И.Я. Мар – яфетическая теория – все языки мира происходят от одного праязыка. Его ученики пришли к выводу, что все народы живут в том месте, куда они переселились впервые. Они могут менять языки, в зависимости от уровня развития. Это нанесло удар по археологии.

Экономическая история – Покровский – модернистская теория – развитие капитализма в России началось в 15в., Смутное время – это буржуазная революция.

В трудах историков появляется специфическая терминология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: