Ранний железный век Южной и Юго-Восточной Беларуси

В раннем железном веке на территории Беларуси находилось несколько больших групп племен со своими отличительными приметами материальной культуры и ритуалом погребения.

Милоградская культура принадлежала племенам раннего железного века, которые в 7-3вв. жили в Среднем и Верхнем Поднепровье на территории современных Гомельской, Могилевской, востоке Брестской, юге Минской областей, севере Украины. Название получила от городища около д. Милоград Речицкого района.

Население жило в городищах и неукрепленных поселениях. Городища особенно многочисленны в восточной части Гомельщины. Одни из них лежат на высоких береговых мысах, другие – в низинах, среди болот. Выявлена около 150 городищ милоградской культуры. Их размеры от 0,3 до 1га. Наиболее изучены городища около д. Горшков, Милограды, Лиски, Старое Село Речицкого, Осоревичи Брагинского, Мохов, Липняки Лоевского, Ясенец Мозырского районов.

При исследовании выявлены остатки около 50 жилых помещений площадью от 10 до 50м2, для которых характерна столбовая конструкция, а также полуземлянки. Очаги на определенном расстоянии от входа иногда обкладывались камнями. Около жилья возводились хозяйственные постройки – ямы-склепы для припасов, стойловые помещения.

Милоградцы пользовались копьями и стрелами с железными наконечниками, железными топорами, серпами, ножами и даже бритвами. Многочисенные виды украшений связаны с одеждой. В отдельных местах носили мониста из привозных стеклянных шариков.

Посуда круглодонная, верхняя часть орнаментировалась ямками, насечками, защепами. Своеобразная черта милоградской культуры – глиняные фигурки животных (коня, коровы), вероятно, культового назначения.

Умерших хоронили на бескурганных могильниках около городищ и поселений (исследовано 150 захоронений). На раннем этапе бытовали обряды трупоположения и трупосожжения, позже только трупосожжение. Известны погребения в курганах.

Милоградская культура существовала на рубеже нашей эры и на позднем этапе сосуществовала с зарубинецкой культурой. По другому мнению, ее просто сменила зарубинецкая культура на 1-2 столетия раньше. В социально-историческом развитии племена милоградской культуры находились на начальной стадии распада первобытнообщинного строя.

Вопрос о генезисе милоградской культуры не имеет однозначного решения. Исследователи связывают ее происхождение с местным населением поздней бронзы. Некоторые связывают милоградские племена с «геродотовыми» неврами и видят в них ранних славян. Однако большинство ученых считают милоградскую культуру балтской. В составе культуры много скифских элементов.

С конца 1 тысячелетия до н.э. в Верхнем и Среднем Поднепровьи, там, где раньше находился основной ареал милоградской культуры, сложилась зарубинецкая культура, племенам которой принадлежит значительная роль в истории населения раннего железного века. Зарубинецкая культура была распространена в границах Гомельской, Могилевской, части Брестской, Минской областей. Почти на каждом городище милоградской культуры в южной Беларуси присутствуют слои зарубинецкой культуры. Зарубинецкие племена использовали укрепленные поселения, построенные их предшественниками.

В начальном периоде существования культуры основным типом поселений были городищи. Около городищ возникали селища и бескурганные могильники. Наиболее важные памятники на территории Беларуси Чаплин, Горошков, Мохов, Глыбов, Воронино на Гомельщине, Щетково на Могилевщине. Распространенными жилыми помещениями племен зарубинецкой культуры были однокамерные квадратные или прямоугольные в плане площадью от 10 до 24 м2 наземные постройки столбовой конструкции, которые имели двускатные крыши. В одном из углов или около стены внутри жилища размещалис на глиняных площадках открытые каменные очаги. В бассейне Припяти археологами исследованы поселения площадью от 1 до 10га и жилые постройки – полуземлянки, углубленные в землю на 0,4-1м, около жилищ – ямы-склепы.

Всего исследован 11 зарубинецких могильников (730 захоронений). Зарубинцы умерших сжигали, остатки ссыпали на дно ямы глубиной 0,5-0,7м, куда помещали горшки и миски. Сверху ложили орудия труда, вещи вооружения, украшения. Особенно интересны бронзовые фибулы для верхней одежды, которые играют роль надежного датировочного материала. Вещи из погребений свидетельствуют об имущественном неравенстве.

На каждом зарубинецком поселении выявляются приметы добычи и обработки железа. Украшения из бронзы также делали на месте, что подтверждают глиняные тигли для плавки цветных металлов, формы, в которых отливали изделия.

Среди глиняной посуды выделяются три группы: кухонные горшки, миски и небольшие кубки с ручками. Много глиняных пряслиц для веретен.

Зарубинецкие племена, которые были земледельцами и скотоводами, поддерживали связь с кельтами Западной Европы, скифами Нижнего Поднепровья. Из греческих городов к ним попадали амфоры.

Одни исследователи считают зарубинецкие племена предками славянского населения Поднепровья, другие – племенами с отдельным диалектом, который занимает промежуточное положение между славянским языком и близкими ему западнобалтскими говорами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: