Развитие отечественной промышленности требовало квали-
фицированных кадров, а их нехватка сказывалась не только
в армии и в государственном аппарате, но в обществе в целом.
Низкий образовательный уровень тормозил не только экономическое, но и политическое развитие страны, делая новые
политические институты доступными только узкому кругу образованных людей.
Реформа системы образования существенно расширила сеть
учебных заведений и количество обучавшихся в них.
Реформа установила в образовании три ступени. Первой сту-
пенью стали начальные школы, различных типов: государст-
венные, земские, церковноприходские и воскресные со сроком
обучения 3 года. Там обучали чтению, письму, арифметике,
Закону Божьему. Второй ступенью были гимназии — классиче-
ские (с упором на гуманитарные науки и иностранные языки)
и реальные (естественные науки и начальная техническая ори-
ентация).
Высшей ступенью в системе образования оставались универ-
ситеты, право поступления в которые давало только окончание
гимназии. По новому Университетскому уставу 1863 г. им
была возвращена прежняя автономия: совет университета имел
право:
• избирать ректора;
• назначать преподавателей;
• утверждать смету расходов;
• присуждать ученые степени;
• назначать стипендии студентам;
• число обучавшихся студентов было увеличено.