Финансовые реформы
При проведении реформ правительство неизбежно сталкива-
лось с финансовыми проблемами. Дефицит бюджета покрывалались
за счет иностранных и внутренних займов. В середине XIX в ,
впервые начал публиковаться государственный бюджет, был
введена единая государственная касса, единственным расп-
рядителем которой стало Министерство финансов. Вводился
независимый от администрации государственный контроль (в гу -
берниях контрольные палаты) с целью пресечь казнокрадств
Создавался Государственный банк взамен убыточных заемного
и Коммерческого банков. Отменялась окупная система, было
разрешена свободная продажа вина, табака и других товаров
на них вводились акцизные сборы.
В налоговой политике обсуждался вопрос всесословного
доходного налогообложения, однако по ряду причин эта мера не
была осуществлена.
Для управления отпущенными на волю крестьянами Положе-
ния 19 февраля 1861 г. поставили крестьянский мир (общину),
в зависимость от руководивших правительственных органов
Крестьяне были объединены в сельские общества, в состав
которых вошли лица, жившие на земле помещика. Сельские
общества были объединены в волости, включавшие сельские об-
щества с населением от 300 до 2 тыс. человек.
|
|
Сельское общество выбирало сельский сход и сельского
старосту. Староста созывал сход для решения хозяйственных,
бытовых и организационных вопросов, следил за выполнением
повинностей, имел право за проступки подвергать крестьян
штрафу до 1 рубля, принудительным работам и аресту до двух
дней.
Волостное управление включало волостной сход, волост-
ного старшину, волостное правление и крестьянский волост-
ной суд.
Волостной сход включал выборных от каждых десяти дво-
ров, решал хозяйственные и общественные вопросы, например,
вопросы рекрутской повинности, создания волостных училищ,
волостных запасных магазинов и др.
Волостной старшина, избиравшийся на волостном сходе, исполнялволостные приговоры, заведовал волостным хозяйством, руководил деятельностью сельских старост и занимался административно-полицейскими вопросами.
Волостной сход избирал волостной суд, который рассматривалимущественные споры между крестьянами, незначительные проступки, совершенные ими.
Контроль за деятельностью сельского и волостного управлений осуществлял мировой посредник, избиравшийся из местных потомственных дворян и утверждавшийся по представлению губернатора правительством. Мировой посредник, с одной
стороны, являлся представителем центральной власти, а с другой — был связан с местным дворянством. В компетенции ми-
рового посредника находились следующие вопросы: содействие соглашению крестьян с помещиками и составлению уставных
грамот; утверждение выборных должностных лиц крестьянско-
го управления; рассмотрение жалоб на органы крестьянского
управления и т. д. Все распоряжения мирового посредника
должны были неукоснительно выполняться должностными лица-
ми крестьянского управления.
|
|