Архитектура и искусство

Строительство из кирпича и камня начинается в основном в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны прежде всего с буддизмом, например пещерные монастыри Западной Индии. Высеченные в скалах залы достигают площади около 500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества (перекрытия и


прочие элементы, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах).

Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Здесь на вершине большого холма, невдалеке от важного политического центра послемаурийской эпохи, был расположен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое. А главной достопри-

мечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II—I вв. до н. э. С четырех сторон света ее

окружают резные каменные ворота с изображениями сцен из буддийских легенд. Каменные ступы являются непременной принадлежностью и пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа на Ланке по размерам сопоставима с египетскими пирамидами.

Едва ли не древнейшими памятниками индийской скульптуры (конечно, если не говорить о периоде Индской цивилизации) являются колонны, на которых высечены надписи Ашоки. Все колонны были изго- товлены из камня, добытого в окрестностях Варанаси, тщательно отполированы и доставлены в отдаленные

области Маурийской державы. Скульптура, венчающая колонну, например знаменитые львы, обнаруживает

известное влияние персидского и, возможно, греческого искусства. Объясняется это, очевидно, тем, что индийские мастера в то время еще не привыкли работать по камню.

В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы

Гандхары (северо-запад Индии), Матхуры (центральная часть Северной Индии) и одной из областей Декана.

Расцвет гандхарской школы, формировавшейся под сильным влиянием эллинистического и римского искусства, отно-

сится к первым векам новой эры. Стиль Гандхары начиная с эпохи Кушан оказывал воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной Азии. В большей степени связаны с традициями индийского

изобразительного искусства школы Матхуры и Декана. Именно на их основе развивалось средневековое

искусство индуизма не только в самой Индии, но в известной мере и стран Юго-Восточной Азии. Распро- странение буддизма «большой колесницы» способствовало появлению обширного пантеона святых-бодхисаттв. Массовые находки терракотовых статуэток бодхисаттв говорят о широком спросе на произведения искусства, связанного с буддизмом.

Всемирно известные памятники индийской живописи находятся в Аджанте (Западная Индия). Пещерные храмы и монастыри Аджанты создавались в течение почти тысячи лет начиная с послемаурийского времени. Стены некоторых залов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий. Замечательные

фрагменты живописи, сходной с росписями Аджанты, находят и на Шри-Ланке.

Большая часть произведений древнеиндийской литературы — ведийской, эпической и буддийской — принадлежала традиционным жанрам и в течение веков передавалась в устной форме. Именно практика запоминания, передачи и интерпретации священных текстов в значительной мере обусловила особое развитие таких научных дисциплин, как лингвистика, философия и логика. В послемаурийский период расцвет государств в различных областях Южной Азии способствовал появлению замечательных памятников светской


литературы — драмы, поэзии и прозы, а также архитектуры и изобразительного


искусства. Середина I


тысячелетия (в Северной Индии эпоха Гуптов) явилась временем как бы подведения итогов культурного развития Южной Азии в древности.

Глава 34. ДРЕВНИЙ ШРИ-ЛАНКА (ЦЕЙЛОН)

Историческое развитие древнего Цейлона в области материальной культуры, общественно-экономических отношений, политических учреждений и идеологии происходило под сильным воздействием более ранней, индийской цивилизации.

Находившийся вдалеке от основных центров древней цивилизации Цейлон долгое время отставал в своем развитии. К середине I тысячелетия до н. э. здесь царил еще каменный век, а преобладающими формами хозяйственной деятельности местных племен были охота, рыболовство и лесные промыслы. Согласно историческим преданиям, в 483 г. до н. э. на остров Ланку (древнейшее название Цейлона) прибыла первая группа индийцев во главе с царевичем Виджаей из рода Синхала («Львиный»). Они поселились на острове и принесли с собой знание земледелия и ремесел. Виджая стал первым царем острова.


В основе этого сказочного по форме предания лежат, возможно, какие-то действительные события. Так,

некоторые археологические данные показывают, что на Цейлоне в середине I тысячелетия до н. э.

действительно появляется культура железного века, родственная индийской. Гипотезу о ведущей роли индийского этнического начала на самом раннем этапе становления цивилизации на острове подкрепляют также Цейлон — искаженное европейцами средневековое название острова Синхала. Наименование современного государства Шри-Ланка, расположенного на этом острове, означает «Благодатная Ланка».

данные языкознания: еще в древности самым распространенным языком на Цейлоне стал сингальский —

родственный индоевропейским языкам Северной Индии.

Общественно-экономическое и культурное развитие Цейлона затем шло довольно быстро, и в первые века новой эры здесь существовало общество, мало уступающее по своему уровню индийскому. Ранее всего был освоен равнинный и не столь увлажненный север страны (Раджараттха); центральная же горная часть, а также южная переувлажненная, заросшая густыми джунглями (Рохана), заселялись медленнее.

Самым ранним точно установленным событием цейлонской истории является прибытие в 260 г. до н. э. в столицу Раджараттхи — город Анурадхапуру — миссии от индийского императора Ашоки, возглавляемой его сыном (или братом); целью миссии была проповедь буддизма. Миссионерам удалось обратить в буддизм

сингальского царя. При его содействии местное население также начало принимать новую веру. С тех пор и до

нашего времени сингальцы остались в массе приверженцами буддизма (в форме хинаяны). Впрочем, продолжали существовать и другие религии, как проникшие из Индии (индуизм, джайнизм), так и древние местные культы. Между приверженцами разных вер нередкими были вражда и соперничество, но наиболее острые формы принимала борьба между разными сектами в самом буддизме.

Политическая история последующего времени заполнена войнами между местными государствами,

внутренними междоусо-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: