Древние мон-кхмерские государства

Государственные образования мон-кхмеров н индонезийцев Формирование раннеклассового общества.

В первые века нашей эры классовые общества и государства сложились во всех наиболее крупных речных долинах Индокитая и Индонезии. Высокий уровень сельскохозяйственного производства, достигнутый в позднем бронзовом веке, и широкий переход к использованию железных орудий способствовали возникновению здесь очагов государственности. Регулярными стали контакты с дравидийскими народами Южного Индостана, а через них — с Северным Индостаном, Ближним Востоком и даже со Средиземноморьем.

Ведущей социальной единицей у земледельцев равнин, как и у вьетов, была малая сельская община. Специфической особенностью местного общества было сосуществование в рамках одной этнолингвистической группы равнинных земледельцев, достигших достаточно высокого уровня развития, и живущих в соседних горных областях горных лесоводов. Такая социально-экономическая чересполосица привела к тому, что очаги государственности оказались, как правило, разделенными областями, где господствовали племенные отно­шения.

Каждое из таких государств, как Аулак, Бапном (Фунань), Шрикшетра (Тарекиттара), небольшие монские государства Суваннабхуми (Южная Мьянма) и на Тяо-Прайя (Менам), малайские государства Малаккского полуострова и Архипелага, ранние яванские государства, располагалось вокруг определенного политико-экономического ядра — густонаселенного рисоводческого района и его столицы. Как правило, столица — крупнейший в государстве город — стояла в некотором отдалении от моря, но в условиях малого водоизмещения морских судов того времени она была и портом. Многие государства вели более или менее интенсивную морскую торговлю.

Важную роль играла верховная собственность монарха на всю землю, сочетавшаяся с наследственными владениями крупных аристократов, «вечными» владениями храмов и жречества, с условными держаниями высших чиновников и с землевладением общин. Структура господствующего слоя была сравнительно простой, не зафиксировано его деление на варны, касты или четко выраженные сословные группы. Мелкие производители-общинники зависели от государства или от конкретного землевладельца, так или иначе связанного с государством. Рабы не играли решающей роли в основной отрасли производства — земледелии. Аристократы, служилые и свободные общинники составляли основную массу населения. Высокой была социальная мобильность.

Следует отметить тесную связь государства со жречеством и контроль светской власти над жречеством. Слияние местных аграрных культов, индуизма (или буддизма) и культа предков привело в рамках культа предков монарха к присвоению верховной властью многих религиозных функций, что было характерно и для ряда государств Древней Передней Азии.

Основной формой эксплуатации была рента-налог в пользу государства или (с его согласия) представителей высшей аристократии (порой наследственно пользующейся таким правом).

Большинство монских и кхмерских государств возникло приблизительно около I в. н. э. Все они были тесно связаны между собой. В этой относительно однородной среде периодически возникали различные объединения, наиболее крупное из которых — империя Бапном (Фунань) — объе-


диняло в период расцвета почти весь равнинный монский и кхмерский Южный Индокитай.

Возникновение Бапнома относится к первым векам новой эры. После периода «собирания» страны, завершившегося на рубеже II—III вв., древнекхмерские правители перешли к завоевательным войнам. Самым знаменитым из них был Фаншиман, построивший сильный флот и захвативший ряд соседних государств и племенных территорий. Военная, морская и торговая мощь Бапнома постоянно увеличивалась до середины IV в. н. э. Велось широкое ирригационное и храмовое строительство, в стране распространялись индуизм и буддизм, укреплялась власть правителя.

В V — начале VI в. в древнекхмерском обществе усилились северные группы, почти не участвовавшие в торговле и связанные по преимуществу с сельским хозяйством; постепенно они подчинили себе приморские районы, и империя Бапном прекратила свое существование.

Мон-кхмерские народы восприняли некоторые элементы культуры Южного Индостана, в частности письменность, священный язык санскрит, некоторые черты религии, причем моны — в основном буддизма, а кхмеры — индуизма. Воспринятые религии подверглись существенным изменениям и отбору, на основе традиционного культа предков возник культ обожествленного предка монарха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: