double arrow

ДРЕВНИЙ ВОСТОК


Бактрии искусство




называли Бактрию античные историки, а столица именовалась «матерью всех городов». Археологи­ческие раскопки давали очень немного сведений вплоть до XX в. В период владычества Ахемени-дов культура страны, по-видимому, развивалась в русле официального искусства Древнего Ирана. Изобразительное искусство времен Александра Македонского было до недавнего времени извест­но лишь по монетам с портретами царей, фигура­ми греческих богов и греческими надписями. Эти монеты, нередко представляющие собой шедевры эллинистического медальерного искусства, свиде­тельствуют о начавшемся в центре Азии слиянии греческих и местных традиций. Еще сильнее про­явился этот синкретизм в архитектуре вновь от­крытых городов Греко-Бактрийского царства.

Немногочисленные найденные здесь скульпту­ры выполнены в греческих (эллинистических) тра­дициях. Искусство Греко-Бактрийского царства составило одну из художественных школ восточ­ного эллинизма и сыграло важную роль в даль­нейшем развитии искусства Центральной и Сред-


ней Азии. Его традиции продолжаются и в памят­никах Кушанского царства.




Памятники архаических верований и искусства Древней Бактрии долгое время сохранялись кафи­рами Гиндукуша — потомками греков и македонян. Помимо святилищ огня, распространенных на всей территории Средней Азии, здесь существовали храмы, посвященные множеству различных бо­жеств. Храм Имру, верховного из них, по описа­ниям XIX в. представлял собой просторное соору­жение с квадратным портиком, крыша которого поддерживалась резными деревянными колоннами. Одни колонны были сплошь украшены рельефными изображениями бараньих голов, другие — покры­ты ажурной сеткой, которая представляла собой не что иное, как переплетающееся продолжение рисунка рогов. В ячейках располагались скульп­турные фигурки людей. Створки семи дверей на фасаде были покрыты тончайшей резьбой по де­реву и огромными резными фигурами сидящего бога Имру. Фасад храма также украшали изобра­жения голов коров и баранов, а под портиком на-








Деревянный всадник из Нуристана.

Кафирская резьба по дереву.

Современная работа по древним мотивам


КладФуллол. Фрагменты золотых

и серебряных сосудов.

У-\У вв. до н. э.









Сейчас читают про: