Бактрии искусство
Золотое украшение из беграмского клада. 111-И вв. до н. э.
Айханум. Серебряный позолоченный диск с изображением божества на колеснице. 11-1 вв. до н. э.
Греко-эллинистические памятники открыты в Баг-раме и Балхе. Одним из городов с подлинно эллинским укладом жизни и культурой был Айханум, называвшийся Александрия-на-Оксе (Оксом греки называли р. Амударью). Беграм — античный город, в древности называвшийся Каписой, в котором был найден т. н. беграмский клад, скрытый в руинах царского дворца. В числе найденных предметов было много привозных: римские стеклянные трехслойные сосуды, украшенные цветными рисунками; римские же бронзовые скульптуры, изображающие Геракла, Гиппократа. Но наиболее интересной находкой оказались изделия из слоновой кости, покрытые тончайшей резной гравировкой. Среди них имелись предметы мебели, украшения, шкатулки, деревянная основа которых не сохранилась. Не вполне ясно и происхождение беграмского клада. Наиболее вероятна версия, согласно которой клад составляют изделия местных мастеров, в чьем творчестве преобладали индо-иранские традиции.
Самыми знаменитыми из бактрийских кладов являются многочисленные золотые украшения из некрополя Тилля-тепе, созданные в период владычества Ахеменидов. Здесь было найдено несколько богатейших женских погребений, сохранившихся лучше прочих. Среди найденных предметов — тонкой работы золотые браслеты, ожерелья, пояса, диадемы, застежки для одежды. В мужских захоронениях было найдено ценное оружие. Стиль этих \-крашений близок в равной степени иранскому искусству и произведениям скифских мастеров. Мож-
но предположить, что в этом районе находился бактрийский центр златоделия, откуда ювелирные шедевры расходились по всему Востоку.
Другой известный клад в урочище Фуллол демонстрирует культурные связи Б. и. уже не со скифской, а с древнемесопотамской культурой. Он состоял из золотых и серебряных сосудов, покрытых рельефным орнаментом. Украшения изображают стремительно бегущих или мирно пасущихся быков; на сосудах имелись также головы быков с антропоморфными чертами; фигуры птиц, змей, кабанов. Орнаменты выдержаны в стиле месопотамс-кого искусства. Черты художественного стиля Месопотамии отчетливо видны в металлических печатях с мифологическими сценками и фантастическими персонажами. Особенно своеобразны печати с изображениями орлов, скорпионов и магических крестов, издревле служивших символами солнца. Наряду с медными и бронзовыми печатями распространены были и каменные амулеты с выгравированными геометрическими рисунками. Необычно соединяются местные и ирано-индийские традиции в других предметах прикладного искусства Бактрии: зеркалах с изображениями животных и птиц, декоративных булавках со скульптурными головками.
Кроме иранских, месопотамских, греческих художественных традиций, Б. и. соприкасалось и со многими другими. В найденной на территории Древней Бактрии керамике нередко встречаются изделия, принадлежащие индийским мастерам, возможно, переселившимся в Бактрию. На этих