double arrow

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Бактрии искусство








Золотое украшение из беграмского клада. 111-И вв. до н. э.


Айханум. Серебряный позолоченный диск с изображением божества на колеснице. 11-1 вв. до н. э.



Греко-эллинистические памятники открыты в Баг-раме и Балхе. Одним из городов с подлинно эллин­ским укладом жизни и культурой был Айханум, называвшийся Александрия-на-Оксе (Оксом греки называли р. Амударью). Беграм — античный город, в древности называвшийся Каписой, в котором был найден т. н. беграмский клад, скрытый в руи­нах царского дворца. В числе найденных предметов было много привозных: римские стеклянные трех­слойные сосуды, украшенные цветными рисунками; римские же бронзовые скульптуры, изображающие Геракла, Гиппократа. Но наиболее интересной на­ходкой оказались изделия из слоновой кости, по­крытые тончайшей резной гравировкой. Среди них имелись предметы мебели, украшения, шкатулки, деревянная основа которых не сохранилась. Не вполне ясно и происхождение беграмского клада. Наиболее вероятна версия, согласно которой клад составляют изделия местных мастеров, в чьем творчестве преобладали индо-иранские традиции.

Самыми знаменитыми из бактрийских кладов яв­ляются многочисленные золотые украшения из не­крополя Тилля-тепе, созданные в период влады­чества Ахеменидов. Здесь было найдено несколько богатейших женских погребений, сохранившихся лучше прочих. Среди найденных предметов — тон­кой работы золотые браслеты, ожерелья, пояса, диадемы, застежки для одежды. В мужских захоро­нениях было найдено ценное оружие. Стиль этих \-крашений близок в равной степени иранскому ис­кусству и произведениям скифских мастеров. Мож-


но предположить, что в этом районе находился бактрийский центр златоделия, откуда ювелир­ные шедевры расходились по всему Востоку.

Другой известный клад в урочище Фуллол де­монстрирует культурные связи Б. и. уже не со скифской, а с древнемесопотамской культурой. Он состоял из золотых и серебряных сосудов, покры­тых рельефным орнаментом. Украшения изобража­ют стремительно бегущих или мирно пасущихся быков; на сосудах имелись также головы быков с антропоморфными чертами; фигуры птиц, змей, кабанов. Орнаменты выдержаны в стиле месопотамс-кого искусства. Черты художественного стиля Месо­потамии отчетливо видны в металлических печатях с мифологическими сценками и фантастическими персонажами. Особенно своеобразны печати с изоб­ражениями орлов, скорпионов и магических крес­тов, издревле служивших символами солнца. Наряду с медными и бронзовыми печатями распространены были и каменные амулеты с выгравированными гео­метрическими рисунками. Необычно соединяются ме­стные и ирано-индийские традиции в других предметах прикладного искусства Бактрии: зер­калах с изображениями животных и птиц, декора­тивных булавках со скульптурными головками.

Кроме иранских, месопотамских, греческих ху­дожественных традиций, Б. и. соприкасалось и со многими другими. В найденной на территории Древней Бактрии керамике нередко встречаются изделия, принадлежащие индийским мастерам, возможно, переселившимся в Бактрию. На этих




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: