double arrow

Бит-хилани


ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




керамических сосудах имеются геометрические ор­наменты, а также растительные и зооморфные мотивы. В Б. и. почти нигде не встречается чистый местный стиль, абсолютно не связанный с какими-либо серьезными влияниями ближайших культур. Б. и. нередко называют синтезирующим по харак­теру; некоторые ученые предпочитают именовать его индо-иранским. Особенно ярко индийское вли­яние проявляет себя в искусстве Кушанского цар­ства (конец I — Ш в. н. а). Хорошо прослежены связи Кушанского царства с Парфией, Индией, Римом, Китаем Искусство их отмечено яркими чертами буддийской культуры; особенно выразительны мраморные статуи богов с тонким, насыщенным символами декором.

В поисках единого центра Б. и. и основных прин­ципов глобального бактрийского художественного стиля (или его целостных исторических ответвле­ний) ученые пришли к ряду важных умозаключений. В частности, памятники прикладного Б. и отличают­ся поразительным сходством с произведениями, найденными на территории соседней Маргианы — области, некогда входившей в древнее Парфянское царство. Это сходство так велико, что высказывалось мнение о существовании во II тыс. до к а единого центра в этой части древневосточного мира. Вместе с тем для исторической науки и искусствознания Б. и. —




во многом новая и неизведанная область. Литература:

Сарианиди В. И. Бактрия сквозь мглу веков. М., 1984.

БИТ-ХИЛАНИ(с общесемитского — дом гале­реи), своеобразный тип здания (как дома, так и храма или дворца), который составляет особен­ность хеттской архитектуры, а с течением времени становится общепринятым в Передней Азии. Такая постройка имеет прямоугольный план и с продоль­ной стороны вход, оформленный в виде портика. Для Б.-х. характерны два длинных узких помеще­ния, параллельных главному фасаду здания. Пер­вое — уже упомянутый портик с одной или тремя колоннами-столбами, фланкированный двумя выс­тупами или башнями, к которым ведет лестница. Под ними расположен род балкона или галереи, что и отражено в названии данной постройки. В дворцо­вом варианте второе основное помещение — длинная комната за портиком — является тронным залом, к которому с трех сторон примыкают мень­шие помещения.

В тель-халафском Б.-х (ГХ в. до а э.) опорами пор­тика служат колоссальные каменные человечес­кие фигуры, стоящие на двух каменных львах и


быке. Наружные стены таких зданий внизу неред­ко облицовывались плитами с плоскорельефными изображениями (т. н. ортостатами). Наиболее ти­пичные формы Б.-х представлены также дворцом в Саамали (I тыс до н а), где пять зданий типа Б.-х. были соединены между собой аркадами и внутрен­ними двориками.

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА,па­мятники быта и искусства народов, населявших Месопотамию (Двуречье) в IV — I тыс. до н. а: шу­меров, аккадцев, вавилонян и ассирийцев. Госу­дарства, в которых складывалась В.-а. к., — Шу­мер, Аккад, Вавилония, Ассирия — исторически сменяли друг друга в роли ведущих военно-поли­тических образований Месопотамии. В.-а. к. отлича­ет высокий уровень научных знаний (математика, география, медицина, астрономия, технические науки, зачатки истории); выдающаяся по значимо­сти литература и своеобразное искусство. Лидиру­ющая роль в их создании и разработке принадле-









Сейчас читают про: