double arrow

Вазопись


ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Краснофигурная амфора с изображением Ники. VI в. до н. э.

Пелика из Камироса (Родос) с изображением похищения Фетиды Пелеем. 340-330 гг. до н. э.

ния, восстановления, реоксидации). После обжига лак приобретал ровную зеркальную поверхность с прекрасным оливковым отливом. Для ваз красно-фигурного стиля характерно обилие мифологичес­ких и особенно жанровых сцен, причем их темати-


ка обычно соответствует практическому назначе­нию сосуда. Краснофигурная В. строгого стиля (пос­ледняя четверть VI — начало V в. до н. а) отличает­ся изяществом и четкостью рисунка при сохранении известной жесткости и угловатости контуров изоб­ражения. Среди наиболее известных мастеров, ос­тавивших множество подписанных произведе­ний, — Евфроний, Евфимид, мастер Ниобид. мастер Пана, мастер Пентесилеи, Дурис, т. н. ва-зописец Брига и др. Со второй четверти V в. до н. э. в В. свободного стиля изображение становится бо­лее объемным и сложным. Наряду с применявшей­ся на аттических и нижнеиталийских вазах красно-фигурной техникой в это же время появляется белофонная роспись, главным образом на лекифах. Лаконизм и высокая точность рисунка присущи по-лихромным росписям белых погребальных лекифов. Для В. конца У-ГУ в. до н. э. характерны декоратив­ная пышность, некоторая перегруженность компо­зиции (т. н. роскошный стиль, представленный рос­писями Мидия). В росписях этого времени имеются попытки передать перспективу, но нередко появ­ляется и нарушение единства изображения и формы сосуда. Несмотря на свое более раннее по­явление, чернофигурная техника пережила крас-нофигурную и применялась на призовых панафи-нейских амфорах вплоть до II в. до н. э.




Если во времена господства геометрического стиля ведущая роль принадлежала аттическим ма­стерам, а в VII в. до а э. лидерство перешло к Ко­ринфу и лишь в середине VI в. до н. а вновь начина­ют доминировать Афины, то во второй половине V. в. до а э. наряду с аттической В., переживавшей некоторый упадок во время Пелопоннесской войны, появляется раннеиталийская В., вытесненная в свою очередь в IV в. до н а апулийскими вазами и ориги­нальными по характеру изображений флиаковски-ми. Под сильным влиянием греческой В. находилось искусство В. у этрусков. Свидетельством вторичного расцвета аттических традиций являются также из­делия пантикапейских мастеров. В Ш-Ц вв. до н. э. для греческой В. типичны бегло написанные про­стые линейные и геометрические композиции. Из ваз эллинистического периода наиболее самобыт­ны изделия, выполненные греко-восточными мас­терами, и керамика из Гнафии.

Вазы дают уникальную возможность знакомства с мифологическими представлениями и повседнев­ной жизнью античного человека. Во многих отноше­ниях памятники В. представляют собой параллели утраченным образцам живописи.

Литература:

Блаватский В. Д. История античной расписной керами­ки. М., 1953.

Горбунова К. С. Чернофигурные аттические вазы в Эрми­таже. Л., 1983.









Сейчас читают про: