Античность

Гемма








Волюты капители колонны храма Артемиды в Эфесе. Ок. 560 г. до н. э.


Печать из Кносса. Оникс. Ок. 1450-1400 г. до н. э.



ной подушки ионийской капители и завитка стебля аканфа в капители коринфской. Позднее В. широко используется в искусстве барокко.

ГЕММА (лат. §етта — почка на виноградной лозе), драгоценный камень или самоцвет с резным изображением, выпуклым (камея) или врезанным (инталия). В древности служили печатями, знаками собственности, украшениями. Изготовление резных камней называется глиптикой. Обычно сюжетами античных Г. были мифологические или бытовые образы и сцены. Г. изготавливались мастерами глиптики Крита и древних Микен. Наряду с излюб­ленными в критской глиптике изображениями жи­вотных здесь впервые появляются скульптурные портретные миниатюры. В Греции глиптика не ог­раничивалась стеатитом, гематитом, серпентином и другими мягкими материалами, использовавши­мися в микенской культуре. Активно развиваясь з V в. до н. э., она достигла высокого уровня (Г. Дек-самена). Греческие Г. чаще всего имели заим-:твованную из искусства Египта форму скарабея. 3 Г. архаического периода преобладает декоратив­ное начало, таящееся в рисунках резьбы; в класси­ческую эпоху начинают использоваться живопис­ные свойства самого материала. Многие Г. имеют авторские подписи.

Благодаря практической потребности в печатях зосточного типа Г. получили необычайно широкое распространение в эллинистический период. Число мастеров возросло, подавляющее большинство из них выполняло Г. на полудрагоценных камнях, ис­пользуя чаще всего халцедон, а с IV в. до н. э. так­же и другие благородные поделочные камни — берилл, хризопраз и др. Меняется не только круг:южетов, но и внешний вид Г. Начинают входить


Печать из Кносса. Гематит. Ок. 1450 г. до н. э.

в моду камеи из многослойного разноцветного сар­доникса, нередко довольно большие по размерам. При дворах эллинистических императоров особого расцвета достигает портретная Г. Прославленным образцом эллинистической глиптики является вы­полненная неизвестным александрийским резчиком камея Гонзага с изображением царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои (III в. до н. э.).

В эпоху эллинизма Г. ценились и собирались как произведения искусства. Изделия эллинистических мастеров служили образцами для искусства глип­тики в других странах, хотя в некоторых из них развивалась собственная традиция. Например, эт­руски редко импортировали греческие Г., создавая собственные резные печати и украшения из мяг­ких материалов.

Римляне с I столетия империи развили глиптику до высшей ступени. Особенно полно и многообраз­но их мастерство проявилось в камеях из горного хрусталя и агата. Высокой степени мастерства рим-




ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: