Вазопись. сти сосуда. Этот стиль отчасти подражает популяр­ному в эпоху архаики искусству Востока


АНТИЧНОСТЬ



сти сосуда. Этот стиль отчасти подражает популяр­ному в эпоху архаики искусству Востока. В форми­ровании и развитии коврового стиля особенно важ­ную роль играли художественные традиции, сложившиеся вне Аттики: на островах Родос, Са­мос, Хиос, в малоазийских городах (в особенности славился своими изделиями Милет). Стиль полу­чил широкое признание у мастеров Коринфа — крупнейшего центра искусства В. в северной части


Чернофигурная ойнохоя. \Л-\/ вв. до н. э.

Динос коврового стиля с острова Родос. Ок. 600 г. до н. э.


Пелопоннеса. В вазах коврового стиля по всей по­верхности сосуда располагались горизонтальные полосы-фризы с многоцветными, нарядными и красочными изображениями зверей и фантастичес­ких существ. Свободное пространство между фигу­рами заполнялось орнаментальными (главным об­разом растительными) мотивами.

Чернофигурная техника утверждается в конце VII в. до н. э. В ее аттическом варианте на красный или желтоватый фон керамики наносились лаком черные фигуры. Процарапыванием контуров и внутренних линий фигур достигалось более де­тальное членение изображения и его пластич­ность. Детали фигур могли также выполняться бе­лой или пурпуровой краской. Большую роль сыграли технические усовершенствования, введен­ные аттическими мастерами. Они слегка подкра­шивали естественный цвет глины охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон. Чернофигурный стиль вытеснил кон­турную технику. Изменилось и композиционное построение росписей: исчезла традиция располо­жения фигур горизонтальными фризами, опоясы­вающими сосуд. Их сменяют многофигурные сценки с мастерски выстроенной композицией, свободно размещенные на поверхности вазы. При этом ху­дожники неизменно учитывают форму изделия и располагают роспись в соответствии с ней.

В течение столетия афинские вазы вытеснили с рынков гончарные изделия других городов. В Афи­нах существовал целый ремесленный квартал Ке­рамик, где работали гончары. Наряду с мастерами, изготовлявшими и самостоятельно расписывавши­ми свои изделия, существовали и специалисты-ва-зописцы, зачастую получавшие повсеместное признание и славу. Художественная значимость, которую имело для греков искусство керамики и В., подтверждается обычаем писать на сосуде имя его создателя. Одним из прославленных мастеров В. эпохи чернофигурного стиля был Эксекий, изве­стностью пользовались Амасис, Клитий и др.

Чернофигурная роспись с ее подчеркнутой деко­ративностью и плоскостностью изображения чело­веческих фигур менее чем через столетие (ок. 530 г. до н. э.) сменяется созданным афинянами краснофи-гурным стилем. В этой технике черное, блестящее лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изоб­ражались в естественном цвете обожженной глины. Краснофигурная техника позволяла более деталь­но прорисовывать формы тела и передавать дви­жение, намечать объемы с помощью внутренних линий. Изображение приобретало большую глуби­ну, нежели фон: это достигалось за счет различной толщины слоя лака (или жидкого фаянсового тес­та) и использования трех стадий обжига (окисле-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: